КУЛЬТУРА АНТИЧНОЙ ЭПОХИ, СРЕДНИХ ВЕКОВ И НАЧАЛА НОВОГО ВРЕМЕНИ Ю.Г. Чернышов ДРЕВНИЙ РИМ: МЕЧТА О ЗОЛОТОМ ВЕКЕ∗ Чаще всего утопия понимается как детально разработанный проект идеального государства будущего. <...> Утопический идеал может помещаться и в прошлом, и в настоящем, и, наконец, быть «вневременным», не связанным ни с одной конкретной эпохой. <...> Поэтому автор дает следующее определение утопии: «Произвольно выстроенные представления об идеальном общественном состоянии, противопоставленном существующей действительности и отдаленном от нее во времени или пространстве» (с. <...> В какой-то мере эта идея повлияла и на раннехристианскую концепцию «тысячелетнего царства», а позднее стала основой для многих утопий. <...> Между Гесиодом и Вергилием насчитывается семь столетий, наполненных различными толкованиями мифа о «золотом веке». <...> Античные утопии могут быть условно разделены на религиозно-мифологические, литературные и политические. <...> Религиозномифологические утопии – самая ранняя и самая распространенная форма выражения утопических идеалов. <...> Литературная утопия сохранила многие атрибуты мифа, но подвергла его рационалистиче∗ Чернышов Ю.Г. Древний Рим: Мечта о золотом веке. <...> В политической утопии заимствованные из мифа популярные символы применялись для пропаганды проектов и теорий идеального государственного устройства. <...> Культ Сатурна распространился в Италии задолго до основания Рима. <...> Переход от угасания к возрождению жизни отмечался снятием запретов, весельем, изобилием пищи – словно ненадолго возвращались порядки, бывшие при Сатурне. <...> Согласно римско-италийской версии мифа, Сатурн прибыл в Италию на корабле и стал соправителем местного бога Януса. <...> Время правления Сатурна считалось счастливым, потому что тогда было изобилие богатств и не было различий между рабами и свободными. <...> Термин «золотой век» впервые появился в римской поэзии эпохи Августа. <...> Здесь были в ходу два других определения <...>