Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.

Использование информационных технологий в учебном процессе начальной школы: Учебно-методическое пособие.

0   0
Первый авторФедяинова Н. В.
Издательство[Б.и.]
Страниц36
ID346
АннотацияРаскрывает основные направления использования информационных технологий в сфере образования в целом и в учебном процессе начальной школы в частности. Приведены примеры использования программного пакета MS Office для разработки методических и дидактических материалов, представлены этапы создания обучающих программ.
ISBN--5-7779-0483-1
УДК37.022
ББК72.24
Федяинова, Н.В. Использование информационных технологий в учебном процессе начальной школы: Учебно-методическое пособие. / Н.В. Федяинова .— опубликовано впервые .— : [Б.и.], 2004 .— 36 с. — ISBN --5-7779-0483-1 .— URL: https://rucont.ru/efd/346 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Н.В. Федяинова Ф32 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ Учебно-методическое пособие Федяинова Н.В. <...> Использование информационных технологий в учебном процессе начальной школы: Учеб.-метод. пособие. <...> В работе приведены примеры использования программного пакета MS Office для разработки методических и дидактических материалов, представлены этапы создания обучающих программ с элементами самоконтроля в PowerPoint. <...> Ожидаемый педагогический эффект от применения ИТ в обучении неразрывно связан с широкими возможностями, предоставляемыми средствами современной микропроцессорной вычислительной техники и психологическими особенностями их использования в процессе обучения с обязательным соблюдением эргономических норм по длительности непрерывного пребывания учащихся за компьютером. <...> Так, младшие школьники могут работать за компьютером не более 15 минут в течение урока с обязательным проведением по окончании работы расслабляющей физкультминутки. <...> Применение ИТ на уроках в начальной школе позволяет эффективно формировать устойчивый познавательный интерес, умения и навыки мыслительной деятельности, творческой инициативы и самостоятельности в поисках способов решения поставленных задач. <...> В.С. Швырев и др.) неоднократно подчеркивается, что процесс обучения неразрывно связан с различными процессами передачи информации. <...> Классификация информационных технологий 6 В педагогической и специальной литературе приводятся различные классификации средств ИТ, но всеми авторами выделяются аппаратные и программные средства производства информации. <...> К аппаратным средствам ИТ относят электронно-вычислительные машины (ЭВМ), персональные электронно-вычислительные машины (ПЭВМ), устройства ввода – вывода информации, средства связи на локальном и глобальном уровнях, средства архивного хранения больших объемов информации <...>
Использование_информационных_технологий_в_учебном_процессе_начальной_школы_Учебно-методическое_пособие..pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации Омский государственный университет УДК 37.022 ББК 72.24 Ф 32 Рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом ОмГУ Рецензент Н.В. Федяинова ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ Учебно-методическое пособие доктор педагогических наук, профессор Ю.П. Дубенский Федяинова Н.В. Ф32 Использование информационных технологий в учебном процессе начальной школы: Учеб.-метод. пособие. – Омск: Омск. гос. ун-т, 2004. – 71 с. ISBN 5-7779-0483-1 Учебно-методическое пособие содержит материал, раскрывающий основные направления использования информационных технологий в сфере образования в целом и в учебном процессе начальной школы в частности. В работе приведены примеры использования программного пакета MS Office для разработки методических и дидактических материалов, представлены этапы создания обучающих программ с элементами самоконтроля в PowerPoint. Пособие предназначено для учителей начальной школы и может быть использовано при подготовке студентов факультета начальных классов. УДК 37.022 ББК 72.24 ISBN 5-7779-0483-1 Издание ОмГУ Омск 2004 © Федяинова Н.В., 2004
Стр.1
Введение В настоящее время быстро развивающиеся новые информационные технологии (ИТ) влекут за собой коренные изменения не только в производственных отраслях, но и в сфере познавательной деятельности, в частности в образовании. Во всем мире компьютер используется не только как предмет изучения, но и как средство обучения. Как показывает практика, из всех существующих технических средств обучения компьютер наиболее полно удовлетворяет дидактическим требованиям, так как обладает целым рядом дополнительных возможностей, позволяющих управлять процессом обучения, максимально адаптировать его к индивидуальным особенностям обучаемого. В этой связи ИТ необходимо рассматривать как мощное средство повышения эффективности обучения, психического развития учащихся. И в то же время необходимо понимать, что компьютеры не должны и не могут полностью заменить учителя, автоматизировать целиком ни его труд, ни учебную деятельность школьников. Ожидаемый педагогический эффект от применения ИТ в обучении неразрывно связан с широкими возможностями, предоставляемыми средствами современной микропроцессорной вычислительной техники и психологическими особенностями их использования в процессе обучения с обязательным соблюдением эргономических норм по длительности непрерывного пребывания учащихся за компьютером. Так, младшие школьники могут работать за компьютером не более 15 минут в течение урока с обязательным проведением по окончании работы расслабляющей физкультминутки. Применение ИТ на уроках в начальной школе позволяет эффективно формировать устойчивый познавательный интерес, умения и навыки мыслительной деятельности, творческой инициативы и самостоятельности в поисках способов решения поставленных задач. Современный учитель должен уметь грамотно применять в своей профессиональной деятельности ИТ, используя весь спектр возможностей, предоставляемый компьютерной техникой. Овладение знаниями и умениями, позволяющими высокоэффективно работать с мультимедийной информацией, является необходимым для педагога любой специализации, и в том числе для учителя началь3 4 ных классов. Это один из критериев качества подготовки подлинно современного специалиста. Целью учебно-методического пособия является рассмотрение основных возможностей ИТ и методов их использованием в учебном процессе начальной школы.
Стр.2
ных технологий в образовании: Сб. тр. 3-го учеб.-метод. семинара (7 июня 2003 г.) – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2003. – С. 15–18. 14. Федяинова Н.В. Примеры использования Excel в учебном процессе // Применение современных информационных технологий в образовании: Сб. тр. 4-го учеб.-метод. семинара (20 сентября 2003 г.). – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2003. – С. 14–17. 15. Федяинова Н.В. Разработка обучающих программ для младших школьников средствами PowerPoint // Актуальные вопросы современного образования: Сб. ст. Вып. 2: Методология, педагогика, психология, методика. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2003. – С. 167– 174. 16. Якунин В.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие / Европ. ин-т экспертов. – СПб.: Полиус, 1998. – 639 с. Оглавление Введение................................................................................................... 3 Часть 1. Информационные технологии в учебном процессе .............. 5 1.1. Понятие ИТ и их классификация............................................... 5 1.2. Психолого-педагогические основы использования ИТ в обучении...................................................................................... 9 1.3. Основные направления использования ИТ в учебном процессе..................................................................................... 12 Часть 2. Разработка обучающих программ средствами PowerPoint............................................................................... 34 2.1. Написание педагогического сценария..................................... 34 2.2. Разработка отдельных слайдов ................................................ 38 2.3. Компоновка слайдов ................................................................. 49 2.4. Демонстрация программы ........................................................ 55 2.5. Пример разработки фрагмента обучающей программы........ 56 Задания для самостоятельной работы ................................................. 67 Литература ............................................................................................. 68 69 70
Стр.35
Учебно-методическое издание Наталья Витальевна Федяинова ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ Учебно-методическое пособие Технический редактор Е.В. Лозовая Редактор Е.В. Коськина Подписано в печать 22.07.04. Формат 60х84 1/16. Печ. л. 4,4. Уч.-изд. 3,3. Тираж 170 экз. Заказ 398. Издательско-полиграфический отдел ОмГУ 644077, Омск-77, пр. Мира, 55а
Стр.36