ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ СЛОВЕСНЫХ ФОРМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ Е.Р. <...> Южанинова ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВАНИЯ МИРОВОЗЗРЕНИЯ МИХАИЛА БУЛГАКОВА∗ В монографии исследуются философские воззрения М.А. Булгакова (1891–1940) как философа-антрополога, изучающего созданных им героев «на пределе их экзистенции» (с. <...> А.Ф. Лосев писал, что наша художественная литература является «кладезем самобытной русской философии» (с. <...> Автор реферируемой работы показывает, что философские проблемы лежат в основании всего творчества Михаила Булгакова. <...> В первой главе «Философия в структуре мировоззрения М.А. Булгакова» рассматривается философская специфика его взглядов на мир, на человека. <...> Для таковых характерен «диалогический способ искания истины», т.е. способ ничем не ограниченного диалога (с. <...> Булгаков создал образы, обогатившие систему взглядов философской русской мысли, т.е. ее концептосферу. <...> Он исходил из идеи единства души и тела и отталкивался от трехуровнего представления о собственном Я: телесный аспект, духовный и целевой аспекты. <...> Считается, что роман «Мастер и Маргарита» принадлежит к жанру так называемой мениппеи (жанр назван по имени философа III в. до н.э. <...> Мениппа), поскольку сочетает необузданную авторскую фантазию с постановкой сложнейших мировоззренческих проблем. <...> 36 Ценностные основания мировоззрения Михаила Булгакова шинство работ Булгакова можно отнести к этому жанру, поскольку методологическую характеристику мениппеи составляет фантастический морально-психологический эксперимент, а Булгаков использовал экзистенциализм для создания в сюжетах произведений ситуаций абсурда (с. <...> Е.Р. Южанинова полагает, что свои философские взгляды Булгаков никогда не стремился выражать системно, они разыгрываются в сценах и эпизодах его произведений» (с. <...> Философское влияние на творчество Булгакова оказывали труды И. Канта <...> Кантианская тема превалирует в романе «Мастер и Маргарита», хотя фамилия Канта упоминается всего один <...>