Зверева КУЛЬТУРОЛОГИИ В АКАДЕМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ СОЦИОГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ∗ Общественное внимание к культурологии усилилось, пишет автор, когда на рубеже 1980–1990-х годов эта академическая дисциплина была официально учреждена и введена в систему российского высшего образования. <...> Первоначально введение этой дисциплины вызвало недоверчивое, если не отрицательное отношение к ней со стороны тех академических профессионалов, которые независимо от смены господствовавших идеологических установок занимались научным исследованием проблем теории и истории культуры. <...> Критики культурологии как самостоятельной области социально-гуманитарного знания и учебной дисциплины связывали обстоятельства ее официального рождения со стремлением новой государственной власти использовать нововведение для преодоления мировоззренческого кризиса, в котором оказалось постсоветское общество. <...> Интенсивный на первых порах приток в академическую и университетскую культурологию кадров, представлявших некогда официозные дисциплины, отнюдь не содействовал преодолению ∗ Зверева Г.И. <...> Проблемы самоопределения культурологии в академической системе социогуманитарного знания // Мир культуры и культурологии: Альманах Научно-образовательного культурологического общества России. <...> 8 ПРОБЛЕМЫ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ Проблемы самоопределения культурологии расплывчатости ее предметной области и прояснению используемого понятийно-терминологического аппарата. <...> Более того, по мере институализации этой дисциплины в ней обнаруживались элементы традиционного обществознания. <...> Первоначальная легкость определения обществоведами предметных границ дисциплины «культурология» в структуре социально-гуманитарного знания отчасти объяснялась тем, что в советский период изучение истории культуры включалось в проблематику истории общества, занимая в ней периферийное положение, а теория культуры выглядела как неотъемлемая часть <...>