Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635212)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Вестник культурологии  / №4 2013

«ЧУРИКИ». СУДЬБА РИТУАЛЬНОГО ЖЕСТА (260,00 руб.)

0   0
Первый авторИванов Михаил
Страниц5
ID472605
АннотацияНаверное, многим приходило в голову сходство «наполеоновского» жеста скрещенных на груди рук с ритуальным жестом древнеегипетских статуй – «осирисов». Так изображались в Древнем Египте обожествленные умершие (об умершем говорилось
Иванов, М. «ЧУРИКИ». СУДЬБА РИТУАЛЬНОГО ЖЕСТА / М. Иванов // Вестник культурологии .— 2013 .— №4 .— С. 139-143 .— URL: https://rucont.ru/efd/472605 (дата обращения: 11.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

СУДЬБА РИТУАЛЬНОГО ЖЕСТА* Наверное, многим приходило в голову сходство «наполеоновского» жеста скрещенных на груди рук с ритуальным жестом древнеегипетских статуй – «осирисов». <...> Вспоминается тот же жест скрещенных рук и возглас детских игр в пятнашки: «Чурики!» – формула выхода из игры, знак недосягаемости, огражденности (когда догоняющий вот-вот настигнет и «запятнает» бегущего). <...> Жест скрещенных, заслоняющих тело рук прослеживается и как спонтанная реакция, и как устойчивая обрядовая традиция (как одна из позиций народного танца, сложение рук умершего, скрещение рук при причастии), наконец, как устойчивое знаковое начертание и образ истории искусства («осирисы» Древнего Египта, «жест стыдливости» античного женского обнажения, «байронический» жест романтических персонажей). <...> Среди первичных пластических проявлений палеолита мы встречаем наносимые поверх изображения животного косые бо* Иванов М. <...> – Режим доступа: http://magazines.russ.ru/zvezda/2013/4/i14.html 139 Михаил Иванов розды магических порезов. <...> Как знак отторжения косое перекрестие связывается с мотивом преграды. <...> Ритуальное скрещение рук соотносится с косым перекрестием. <...> В искусстве архаики оно прочитывается как табуирующий жест в ряду таких символических форм, как оберег, ограда святилища, магический круг – знаки рубежа и преграды, отделяющие сакральное от профанного. <...> Символическое значение древнеегипетского жеста – недоступность и самодостаточность священного персонажа. <...> Косое пересечение тела руками логично дополняется в архаике знаками власти – жезлом, кнутом в руках фараона. <...> Жест древнеегипетской статуи – вне психологической характеристики, его ритуальная условность отражает безличность архаического сознания. <...> Утверждая личную значимость и свободную инициативу героя, искусство Античности отказывается от магического жестаоберега. <...> Обнажение символизирует новый онтологический статус героя – избранника и сотрудника богов. <...> Обнажение <...>