Е.В. Жеребкова ГОРОДСКАЯ СКУКА И ДЕРЕВЕНСКАЯ ЛЕНЬ В ПОЭЗИИ А.С. <...> ПУШКИНА∗ Одной из наиболее традиционных и устойчивых оппозиций в русской литературе еще со времен сентиментализма была оппозиция «город – деревня», в основе которой лежали мотивы скуки и лени. <...> Противопоставление этих двух пространств и стилей жизни нашло свое отражение в творчестве наиболее значительных писателей, в том числе и Пушкина. <...> Но, унаследовав от литературы XVIII в. тематический комплекс «скуки и лени», Пушкин качественно изменил характер данной оппозиции, что было связано с различными причинами. <...> Однако главной из них стал медленный, но глубокий перелом в литературной культуре начала XIX в., связанный с переходом от готового слова к неготовому и нашедший свое воплощение в творчестве поэта. <...> В своем раннем творчестве Пушкин в целом оставался в рамках культуры готового слова и следовал привычным для этой культуры смысловым комплексам. <...> Там, где есть противопоставление город – деревня, там, как правило, возникало противопоставление «скука – лень». <...> И очевидно, что при всем многообразии контекстов слово «скука» имело негативную эмоциональную окраску, негативные коннотации, тогда как «лень» – исключительно положительные. <...> Здесь проявляется типичная для поэзии XVIII – начала XIX в. идея противопоставления уединенной мирной жизни в аскетичной глуши пустой и напыщенной жизни в роскошных ∗ Жеребкова Е.В. <...> Городская скука и деревенская лень в поэзии А.С. Пушкина // Вестник Санкт-Петербургского университета. <...> В пушкинских текстах того времени можно видеть следование традициям «готового слова», когда относительно ограниченный набор литературных клише подбирается в зависимости от замысла. <...> Однако в процессе творческого взросления Пушкин постепенно преодолевает рамки культуры готового слова, которые не могут не препятствовать его литературным исканиям. <...> С начала 20-х годов XIX в. в его произведениях происходит смешение понятий, образующих <...>