Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Вестник культурологии  / №3 2013

СОВЕТСКИЙ ДОМ-КОММУНА: ГРАНИЦЫ ТЕЛА (260,00 руб.)

0   0
Первый авторЛебина
АвторыФетисова Т.А.
Страниц5
ID472566
Аннотация1920–1930-е годы в России – время постановки эксперимента по формированию «коммунальных тел», наделенных особым чувством коллективизма. Важным постулатом социалистической утопии была идея коренной переделки человека, превращения его в коммунальное тело, лишенное индивидуалистических инстинктов. Одним из инструментов подобного превращения должно было стать жилье, новые формы которого социалисты-утописты, и прежде всего Ф. Фурье, называли «фаланстерами».
Лебина, Н. СОВЕТСКИЙ ДОМ-КОММУНА: ГРАНИЦЫ ТЕЛА / Н. Лебина, Т.А. Фетисова // Вестник культурологии .— 2013 .— №3 .— С. 177-181 .— URL: https://rucont.ru/efd/472566 (дата обращения: 27.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

СОВЕТСКИЙ ДОМ-КОММУНА: ГРАНИЦЫ ТЕЛА∗ 1920–1930-е годы в России – время постановки эксперимента по формированию «коммунальных тел», наделенных особым чувством коллективизма. <...> Важным постулатом социалистической утопии была идея коренной переделки человека, превращения его в коммунальное тело, лишенное индивидуалистических инстинктов. <...> Одним из инструментов подобного превращения должно было стать жилье, новые формы которого социалисты-утописты, и прежде всего Ф. Фурье <...> Под этим названием имелись в виду дома с общими помещениями для отдыха, образования, детских игр, но и частного пространства для каждого жильца. <...> То есть границы конкретного физического тела защищались индивидуализированным пространством. <...> Здесь люди могли приучаться к коллективизму, освободившись от тягот домашнего труда, от семейных уз, от всего мелкого и частного, что могло затормозить процесс формирования «нового человека». <...> Однако утопическая теория вошла в противоречие с социальными реалиями. <...> Дело в том, что к 1917 г. в Петрограде и ряде других городов существовали формы жилья, которые с определенной натяжкой можно рассматривать как дома-коммуны. <...> Личное имущество здесь носило примитивный характер, стиль повседневной жизни также был лишен элементов приватности. <...> После совершения социальной революции самая обездоленная часть горожан, жившая в рабочих казармах, ожидала улучшения своего быта. <...> Предложить рабочим переместиться из одной казармы в другую, имеющую лишь другое название, означало для большевистской власти потерю части социальной опоры революции. <...> Жителей рабочих казарм начали переселять в квартиры буржуазии и интеллигенции. <...> Однако это не означало, что идея «фаланстеров» была забыта российскими коммунистами. <...> Сначала в Петрограде, затем в Москве появились новые коллективные формы жилья, в определенной степени напоминающие коммуны. <...> В данном случае можно констатировать заботу власти о коллективном теле новой номенклатуры <...>