Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Вестник культурологии  / №3 2013

НАБЛЮДАТЕЛЬ: ОЧЕРКИ ИСТОРИИ ВИ́ДЕНИЯ (260,00 руб.)

0   0
Первый авторЯмпольский
АвторыДушенко К.В.
Страниц12
ID472552
АннотацияКнига Михаила Ямпольского посвящена так называемой визуальной культуре, или истории ви́дения в культуре (visual culture) В 1781 г. Кант опубликовал «Критику чистого разума». С этого момента можно отсчитывать историю кризиса субъекта в европейской культуре. Кант отказал картезианскому «Я мыслю» в праве быть основанием субъективности. Поскольку Я существует во времени, а не в пространстве, его существование по определению дается нам лишь в формах изменения, различия.
Ямпольский, М. НАБЛЮДАТЕЛЬ: ОЧЕРКИ ИСТОРИИ ВИ́ДЕНИЯ / М. Ямпольский, К.В. Душенко // Вестник культурологии .— 2013 .— №3 .— С. 98-109 .— URL: https://rucont.ru/efd/472552 (дата обращения: 27.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

НАБЛЮДАТЕЛЬ: ОЧЕРКИ ИСТОРИИ ВИ́ ДЕНИЯ Книга Михаила Ямпольского посвящена так называемой визуальной культуре, или истории ви́дения в культуре (visual culture). <...> Кант отказал картезианскому «Я мыслю» в праве быть основанием субъективности. <...> Главное следствие кризиса субъективности – это превращение субъекта в наблюдателя. <...> Старьевщик Крах «старого режима» и придворной культуры приводит к неожиданному эффекту переноса придворной театральности на целый город. <...> 98 ∗ Наблюдатель: Очерки истории ви́ дения ские роли, копирующие старые иерархии. <...> Любая вещь в таком контексте становится аллегорией, а аллегория в свою очередь с неизбежностью превращается в театральный реквизит. <...> «Фланер, детектив, художник (но и вор, старьевщик, бродяга) выполняют сходные функции, в итоге сводящиеся к раскрытию сущности за видимостью» (с. <...> Старьевщик, ищущий богатств в грязи, обладает тем же сверхзрением, что и фланер и детектив, а его лавка – это магический театр прошлого, проецирующий полужизнь-полусмерть своих «экспонатов» на его посетителя. <...> Покров В европейском искусстве конца XVIII – первой половины XIX в. живопись почти буквально превращается в зрелище театрализованного типа – панораму или диораму. <...> Для развития живописи особое значение приобретает старый теологический тезис о невозможности видеть божественный свет. <...> Метафора покрова в живописной практике тесно связана с популярной аллегорией истины. <...> Исидическая аллегория истины приобретает особую популярность в конце XVIII в. и становится одним из классических топосов романтической культуры. <...> Свет солнца (или луны) приравнивается к истине, облака – покров – эту истину скрывают. <...> Процесс театрализации становится еще более интенсивным в панорамах и диорамах, доводящих до логического конца некоторые важные компоненты поэтики транспарентной живописи. <...> Баркер оборудовал зал, где огромное круговое полотно освещалось через систему верхних окон так, что характер живописи менялся <...>