Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.
Вестник культурологии  / №2 2013

ФИЛОСОФЫ И МУЗЫКА (260,00 руб.)

0   0
Первый авторДозорова
АвторыДовгий В.И.
Страниц19
ID472504
АннотацияМонография посвящена осмыслению феномена музыки, ее воздействию на человека, становлению науки о ней в трудах великих ученых и философов прошлого со времен Древней Эллады до Кеплера. В процессе исторического развития музыкального искусства «серьезная, философская» музыка стала сферой, в которой человек подготавливает себя к жизни, стремится к постижению ее смысла и гармоничному поведению.
Дозорова, Е.Н. ФИЛОСОФЫ И МУЗЫКА / Е.Н. Дозорова, В.И. Довгий // Вестник культурологии .— 2013 .— №2 .— С. 111-129 .— URL: https://rucont.ru/efd/472504 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Е.Н. Францева-Дозорова ФИЛОСОФЫ И МУЗЫКА∗ Монография посвящена осмыслению феномена музыки, ее воздействию на человека, становлению науки о ней в трудах великих ученых и философов прошлого со времен Древней Эллады до Кеплера. <...> В процессе исторического развития музыкального искусства «серьезная, философская» музыка стала сферой, в которой человек подготавливает себя к жизни, стремится к постижению ее смысла и гармоничному поведению. <...> На самом раннем этапе древнегреческой культуры мудрость, музыка и ее исполнение представляли собой неразделимый сплав музыкально-поэтического творчества и философии: «Уже в те древние времена (музыка) содержала столько науки и даже религиозного почитания, что одни и те же лица считались музыкантами, пророками – стихотворцами и мудрецами» (цит. по: с. <...> Полагают, что более демократичные термины «философ» и «философия» ввел Пифагор (VI в. до н. э.) вместо высокопарного и обязывающего слова «мудрец». <...> В учебнике платоновской философии (I в. н.э.) дается определение этого понятия: «Философия есть тяга к мудрости» (цит. по: с. <...> 111 Е.Н. Францева-Дозорова софия” означает стремление к духовной цельности человеческого существа – в таком смысле оно первоначально и употреблялось» (цит. по: с. <...> По древней мифологии музыка была связана с другими дочерьми Зевса – музами. <...> Гесиод в поэме «Теогония», касаясь многоликой деятельности муз, повествует, что они рождены, чтобы от их чудесного пения «улетали заботы, и беды душа забывала» (цит. по: с. <...> Таким образом, музыка дочерей Зевса воздействовала на душу человека, управляла его разумом. <...> Гомер сравнивает музыкально-поэтическое искусство сказителя со способностью человека разумно излагать свои мысли: «Повесть прекрасна твоя; как разумный певец, рассказывал ты нам об ахейских вождях и о собственных бедствиях…» (цит. по: с. <...> Платон в диалогах говорит о музах как о покровительницах искусства, образования и философии: «А Музы и вообще мусические <...>