Л.Н. Виноградова НА ГРАНИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО И ДЕМОНИЧЕСКОГО: ДВОЙСТВЕННАЯ ПРИРОДА КОЛДУНА* В мифологической трактовке колдуна Полесье примыкает к региональным традициям западных и южных областей восточнославянской зоны, где образы колдуна и ведьмы сближены по основным характеристикам, но главенствующая роль здесь отводится ведьме. <...> В Полесском архиве хранится более трех тысяч записей, содержащих сведения о ведьме, и чуть более трехсот текстов, относящихся к колдунам. <...> Подобно ведьме, полесский колдун совмещает в себе признаки реального человека, живущего среди людей, и вредоносного мифического существа. <...> Трудности в описании персонажей категории «знающих» людей связаны с тем, что в полесских верованиях терминологически плохо различимы два класса полудемонических существ: колдун (человек, использующий свое сверхзнание по преимуществу во вредоносных целях) и знахарь (человек, использующий свое сверхзнание по преимуществу для помощи односельчанам). <...> Для обоих персонажных типов характерны названия колдун и знахор. <...> Чтобы определить, говорится ли в данном тексте о колдуне (как бы он ни именовался), необходимо учитывать следующее: «колдун знается с нечистой силой», «насылает порчу на людей и скот», «перенимает урожай с чужого поля», «портит свадьбу или охраня* Виноградова Л.Н. <...> На грани человеческого и демонического: Двойственная природа колдуна // Текст славянской культуры. <...> 136 На грани человеческого и демонического ет ее от порчи», «способен превратить человека в волка», «повелевает змеями», «двое колдунов меряются силой», «колдун умирает трудной смертью», «черти завладевают телом колдуна в момент его смерти», «умерший колдун становится ходячим покойником» и ряд других. <...> По наиболее распространенным представлениям, колдунами не рождаются, а становятся люди, которые обучились колдовству, читая книгу «черной магии»; либо заключили договор с чертями; либо те, которым умирающий колдун передал <...>