Кармин ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ∗ А.С. Кармин считает, что «географическое положение России, родившейся в Восточной Европе и охватившей просторы слабо заселенной Северной Азии, наложило особый отпечаток на ее культуру» (с. <...> Развитие России было связано с отражением набегов азиатских кочевников, с принятием православного христианства, с освобождением от монгольских завоевателей, с объединением разрозненных русских княжеств. <...> Принятие христианства определило историческую судьбу Российского государства. <...> Духовная сила православия скрепляла русские княжества и объединяла русский народ. <...> «Крещение Руси в 988 г. принесло вместе с православием богатые культурные традиции Византии, которая была тогда лидером европейской цивилизации <…> Началась эра развития просвещения и учености» (с. <...> Христианство благотворно воздействовало на народную нравственность, но древнее язычество бесследно не исчезло, следы его сохранились до сего времени в русской культуре. <...> 83 А.С. Кармин Теория, объявляющая Москву «Третьим Римом», появилась на рубеже XV–XVI вв. <...> За счет слабозаселенных азиатских территорий Российское государство стало расширяться, превратившись в могущественную империю. <...> Но целостность громадной страны держалась «на централизованной самодержавной власти, а не на единстве культуры» (с. <...> В русской культуре на пять веков утвердилась имперская идеология: «Православие, самодержавие, народность». <...> На этой почве родилось «представление о великом предназначении России в истории человечества», т.е. мессианское сознание: шовинизм и национализм (с. <...> Противостояние православия католицизму препятствует культурным контактам русского народа с народами Западной Европы, что «оставляет Россию в стороне от развития западноевропейской культуры» (с. <...> Весьма низким был уровень просвещения и культуры российской церковной иерархии, как справедливо заметил Н.А. Бердяев. <...> Когда Петр I (1672–1725) прорубил «окно <...>