Журнал «Сибирский учитель» включен в систему
Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)
Журнал основан и издаётся с ноября 1998 года
Выходит один раз в два месяца
Учредители:
Министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области
Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
(НИПКиПРО)
Главный редактор
Василий Яковлевич Синенко, ректор НИПКиПРО, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук,
професcор, заслуженный учитель РФ
Заместитель главного редактора
Л. А. Сайдакова, проректор по научно-методической работе НИПКиПРО,
кандидат географических наук, доцент
Литературные редакторы
Е. В. Ляхимец, Е. В. Талалаева
редакционный совет:
Р. О. Агавелян, д-р психол. наук, директор Института детства
Новосибирского государственного педагогического
университета, проф. каф. коррекционной педагогики
и специальной психологии НИПКиПРО
О. К. Агавелян, д-р психол. наук, проф. каф. коррекционной
педагогики и специальной психологии НИПКиПРО
В. С. Барсукова, канд. биол. наук, заместитель начальника
отдела профессионального развития педагогических
кадров управления образовательной политики Министерства
образования, науки и инновационной политики
Новосибирской области
И. Л. Беленок, д-р пед. наук, проф., проректор по учебнометодической
работе НИПКиПРО
Т. И. Березина, д-р пед. наук, проф., проректор по информационным
технологиям МПГУ
Е. В. Бондаревская, академик РАО, д-р пед. наук, проф., зав.
каф. педагогики Педагогического института Южного федерального
университета, г. Ростов-на-Дону
Я. Я. Боргено, проректор по профессиональному
образованию НИПКиПРО, заслуженный учитель РФ
Н. Е. Буланкина, д-р филос. наук, проф., зав. каф. гуманитарного
образования НИПКиПРО
Т. И. Горелова, д-р пед. наук, проф. каф. педагогики и психологии
НИПКиПРО
О. В. Ендропов, д-р мед. наук, проф., зав. каф. физической
культуры и спорта НИПКиПРО
Корректор Любовь Сивирина
Компьютерная верстка Галины Ястребовой
адрес редакции и издательства:
630007, Новосибирск, ул. Красный пр., 2. Тел. (383) 223-56-96. E-mail: iio99@mail.ru
Журнал распространяется по подписке и в розницу.
Подписной индекс по Объединенному каталогу «Пресса России» — 53016.
Журнал зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых
коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-21098 от 12 мая 2005 года.
За тексты рекламных объявлений редакция ответственности не несет.
Печатная и электронная версии журнала «Сибирский учитель» 29 ноября 2005 года зарегистрированы в Париже
в Международном регистрационном каталоге.
Для печатной версии: ISSN 1817-6488 Основное название: Sibirskij ucitel` (Print)
Для электронной версии: URL: http://www.sibuch.ru ISSN 1817-6496 Основное название: Sibirskij ucitel` (Online)
При перепечатке ссылка на журнал обязательна. Подписано в печать 27.12.12. Формат 60x84/8.
Бумага офсетная. Гарнитура Myriad Pro. Печать RISO. Усл. печ. л. 13,4. Заказ № 70. Тираж 1000 экз.
Отпечатано в типографии НИПКиПРО, г. Новосибирск, ул. Красный пр., 2. Тел. (383) 223-56-96
© Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, 2012
Г. Н. Жарова, канд. биол. наук, доц., гл. научн. сотрудник
научно-методического отдела коррекционноразвивающего
обучения НИПКиПРО
О. Г. Красношлыкова, д-р пед. наук, проф., ректор Кузбасского
регионального ИПКиПРО, г. Кемерово
В. А. Никонов, заместитель Председателя Правительства
Новосибирской области — министр образования, науки
и инновационной политики
А. В. Молокова, д-р пед. наук, проф., зав. каф. начального
образования, науч. сотрудник научно-методического
центра «Современные технологии» НИПКиПРО
М. П. Пальянов, д-р пед. наук, проф., зав. лаб. сравнительной
педагогики Института развития образовательных
систем РАО, г. Томск
Ю. В. Сенько, действительный член РАО, д-р пед. наук,
проф., зав. каф. педагогики АлтГУ
Т. В. Смолеусова, канд. пед. наук, доц., проф. каф. начального
образования НИПКиПРО
М. Ю. Тарасова, канд. пед. наук, учитель русского языка
и литературы высш. квалиф. категории гимназии № 10
г. Новосибирска
А. И. Таюрский, действительный член РАО, д-р пед. наук,
проф., председатель Сибирского отделения РАО, г. Красноярск
Ответственный
секретарь Елена Дударко
Перевод Любови Сивириной
Стр.1
КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
Непреходящее значение воспитания
Недавно группа молодых учителей задала мне вопрос о статусе
процесса воспитания в современной системе образования.
Они, не отрицая значимости ЕГЭ (если его правильно использовать),
высказали тревогу по поводу «затушевывания» в последнее
время воспитательной работы в школе. Руководители в системе
образования различного уровня в первую очередь озабочены
количественными показателями по итоговым экзаменам. Как на
общегосударственном уровне выглядит средний бал ЕГЭ данного
региона по тому или иному предмету? Как выглядит школа
по сравнению с другими? Как выглядит конкретный учитель по
этим показателям? Для этого Единый государственный экзамен и
вводился: необходимо было ввести четкую и объективную оценку
обученности учащихся. А коль скоро эта оценка объективна, то можно ее использовать и при
зачислении абитуриентов в вузы. Однако это не означает, что при оценке качества общего образования
единственным измерителем являются результаты ЕГЭ.
Уровень воспитанности детей так просто баллами не оценишь. Здесь существуют другие критерии
и, соответственно, измерители. Но, к сожалению, в практике общего образования они почти
не используются, а воспитанность учащихся в подавляющем большинстве не является составным
элементом при оценке качества общего образования.
Когда мы говорим о воспитании детей в условиях общего образования, то непременно подразумевается
организация комплекса различных внеклассных мероприятий. В российской школе
разработаны многообразные формы этих мероприятий с учетом тех или иных задач воспитания.
Однако 90-е годы ушедшего века ознаменовались полным распадом целенаправленной воспитательной
работы и, естественно, забвением системы воспитательных мероприятий. И только в
первое десятилетие нового века, когда пришло осознание потери целого поколения, изуродованного
в то время видеосалонами, улицей и торгашеством, а сейчас еще и телевидением, о необходимости
воспитательной работы в системе образования заговорили уже серьезно. Все же
деформации в использовании ЕГЭ наложили свой отпечаток на востребованность воспитательной
работы. Я не отрицаю ЕГЭ, отношусь ко многим его аспектам положительно, но отрицаю искажения
в его использовании.
Проблема сопряжения деятельности учителя по обучению и одновременно воспитанию детей
всегда вызывала споры. Учитель, когда ему кажется, что он в ходе обучения детей отрешился от
их воспитания, глубоко ошибается. Нет смысла пояснять здесь известное положение — единство
обучения и воспитания неоспоримо. Но как средствами обучения эффективнее воспитывать детей?
Оказывается,
когда обеспечен системно-деятельностный подход в обучении, когда учащийся
познавательно активен, когда он выступает в роли исследователя, когда он самостоятельно получает
новый для него научный результат, он погружается в поле положительных эмоций. А если такой
познавательный интерес является постоянным, то и регулярными становятся положительные
эмоции и чувство радости от самостоятельно полученного результата. Это обстоятельство содействует
духовно-нравственному становлению личности школьника, ребенок делается толерантным,
счастливым. А если учитывать воспитательные направленности учебных предметов (когда
акцент делается на воспитание патриотическое, экологическое или духовно-нравственное), то
становится очевидной неразрывная связь процессов обучения и воспитания. В этот ряд мы ставим
воспитание поведением учителя, его характером и даже внешним видом.
Важно всегда помнить, что «воспитательного вакуума» не бывает, и забвение этого обходится
очень дорого.
Стр.2