Фриче СОЦИАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ ИСКУССТВА∗ Реферируется глава из книги Владимира Максимовича Фриче (1870–1929), известного литературоведа и искусствоведа, академика АН СССР. <...> На низших ступенях общественного развития живопись и скульптура были средством связи между членами группы или коллектива, заменяя нашу письменность. <...> Письмена (на Крите, в Египте и т.д.) выросли из живописных образов. <...> Живописный образ служил у дикарей средством запечатлеть какое-нибудь важное для них событие. <...> В каменном веке, в палеолите, появились изображения животных, за которыми охотились. <...> В пещерах, найденных археологами, стены покрыты многими изображениями таких животных. <...> Найдено также вырезанное на оленьем роге (эпоха палеолита) изображение оленей и рыб. <...> Видимо, дикари стремились при помощи чудодейственных сил привлечь породы, пригодные для пищи. <...> В одной из палеолитических пещер Франции были найдены, кроме рисунка бизона на полу, две статуэтки, изображающие самца и самку бизонов. <...> «Очевидно, в этой пещере, как и в ∗ Фриче В.М. <...> ) 60 Социальная функция искусства других, перед изображением зверя совершалась пляска, имевшая своим назначением околдовать зверя» (с. <...> Человек изображался весьма схематично, а изображение зверей означало возможность им овладеть. <...> Когда человечество в своем историческом развитии перешло от охоты к земледелию, «первобытная магия выросла в религию» (с. <...> В.М. Фриче прослеживает это превращение на искусстве Древнего Египта, Древней Греции, на византийском и романском искусствах. <...> Он пишет, что «Акрополь с его храмами, статуями богов, фресками аналогичного содержания выявлял и вместе воспитывал в афинских гражданах чувство единой воли <…> любовь к родному городу и желание служить ему» (с. <...> В Италии в конце XIII в. религиозное искусство сменилось искусством, укреплявшим чувство гражданского самосознания. <...> В XV в. флорентинская синьория заказывала Леонардо да Винчи и Микеланджело батальные картины. <...> Во Франции в XVIII в <...>