А.Ю. Демшина МОДА В КОНТЕКСТЕ ВИЗУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ∗ Кандидат культурологии, доцент кафедры искусствоведения факультета истории мировой культуры Санкт-Петербургского университета культуры и искусств Анна Юрьевна Демшина исследует в книге моду как социокультурный феномен, рассматривая современные научные подходы к изучению моды. <...> А.Ю. Демшина считает, что «при анализе тенденций моды в первую очередь внимание обращается на смену силуэта, пропорций костюма, цветовую гамму, фактуру, новые технологии, а также на аксессуары, обувь, прическу и макияж и воплощение в костюме образов мужественности и женственности» (с. <...> Понятие моды в XX и XXI вв. актуализируется в нескольких контекстах: индустрия моды, или разделение на «от-кутюр» (фр. haute couture, т.е. «высокая мода») и «прет-а-порте» (фр. pret-a-porter, т.е. «готовое к ношению»); мода как искусство и как социальное явление. <...> Исторически изучение моды началось с трудов по описанию ремесел, ибо история костюма была частью истории декоративноприкладного искусства. <...> Первоначально модные новинки приписывались коронованным особам или их окружению. <...> Так, английский король Эдуард VII (1841–1910) после прогулки в плохую погоду забыл отвернуть подвернутые брюки, отчего и появились манжеты на мужских брюках, поскольку его придворные ввели отвороты на брюках в моду. <...> Мода в контексте визуальной культуры: Вторая половина ХХ – начало XXI в. <...> 227 А.Ю. Демшина В разделе «Динамика модных тенденций в культуре второй половины ХХ – начала XXI в.» описывается мода послевоенного времени, мода и молодежная культура 1960-х годов (от битников до футуризма), развитие моды 1970-х годов (полистилизм), мода 1980-х годов и мода конца ХХ в. и начала XXI в. <...> Говоря о моде конца ХХ – начала XXI в., автор реферируемой работы описывает стиль гранж, моду «кежуол», феномен гламура, ношение и коллекционирование винтажных вещей. <...> Гранж называли «эстетикой повседневности», но главной его чертой была демонстративная небрежность <...>