Гуревич РЕЛИГИЯ КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ∗ Реферируется глава из учебника по культурологии Павла Семёновича Гуревича. <...> Говоря о происхождении религии, автор приводит два предположения. <...> Римский поэт и философ Марк Туллий Цицерон (106–43 гг. до н.э.) «определил религию как преклонение и благоговение человека перед бесконечным Началом» (с. <...> Целий Фирмиан Лактанций (ум. после 317 г.) полагал, что «религия» происходит от слова «religare» (связывать). <...> Многие философы, древние и современные, осмысляют религию как «чувство связанности, зависимости и долженствования по отношению к тайной высшей силе» (с. <...> Религия связана с культурой, ибо культура родилась из культа, а религия – это явление мировой культуры. <...> Именно воздействие религий «определяло развитие культуры огромных регионов» (с. <...> Просветители, в частности немецкий философ и писатель Готхольд Эфраим Лессинг (1729–1781), утверждали, что «нравственный прогресс человечества соотносится с чередованием религий» (с. <...> По мнению Г. Лессинга, Ветхий Завет возвещает детство человечест∗ Гуревич П.С. <...> 124 Религия как феномен культуры ва, которое не остановится на данной стадии, ибо придет еще зрелость – «эпоха нового, вечного Евангелия» (цит. по: с. <...> Французский религиозный философ Этьен Анри Жильсон (1884–1978) видел глубинную связь между философией и теологией, поскольку «богословие не может обойтись без философии» (с. <...> А ведущий представитель религиозного экзистенциализма Карл Ясперс (1883–1969) считал, что воздействие мировых религий «определяло развитие культуры огромных регионов» (с. <...> Одним из ранних видов верований был шаманизм, т.е. «религиозные представления и культовые действия, в основе которых лежит вера в возможность шаманов быть посредниками между человеческим сообществом и миром духов» (с. <...> Шаманизм своими корнями уходит в эру палеолита, а его центральное верование – это существование тесно прилегающих друг к другу двух миров, перекрещивающихся, но сохраняющих автономию <...>