Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634757)
Контекстум
.
Вестник культурологии  / №1 2011

ПОДТЕКСТ (260,00 руб.)

0   0
Первый авторФадеева
Страниц14
ID472132
АннотацияВ статье рассматриваются природа подтекста, его специфика, типы подтекста, взаимодействие подтекста, затекста, дотекста, интертекста. Подтекст интересен лингвистам и культурологам эффектом порождения смыслов и природой своего бытования непосредственно в тексте
Фадеева, Н.И. ПОДТЕКСТ / Н.И. Фадеева // Вестник культурологии .— 2011 .— №1 .— С. 162-175 .— URL: https://rucont.ru/efd/472132 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

В статье рассматриваются природа подтекста, его специфика, типы подтекста, взаимодействие подтекста, затекста, дотекста, интертекста. <...> Подтекст интересен лингвистам и культурологам эффектом порождения смыслов и природой своего бытования непосредственно в тексте. <...> Подтекст – неявно выраженный смысл, заложенный в структуре текста и воспринимаемый реципиентом из контекста. <...> Специфика подтекста состоит в несовпадении прямых лексических значений слов и смысла сцены/эпизода, в конечном счете – всего произведения. <...> Он интересен как эффектом порождения смыслов, так и природой своего бытования непосредственно в тексте, равно как и механизмом воздействия, что и определяет пристальный интерес к под- и затекстовым феноменам со стороны и лингвистов, и литературоведов: «…термины “подтекст”, “затекст” и особенно выражения типа “чте162 Подтекст ние между строк” или “подспудное течение” как бы призваны поддержать концепцию “инобытия” стилистических явлений подобного рода»1. <...> Метерлинком в работе «Сокровище смиренных», где создатель новой драмы сформулировал зависимость значения звучащего слова от паузы: «…ибо только в молчании распускаются неожиданные и вечные цветы, меняющие форму и окраску согласно душе, близ которой мы находимся. <...> Визуализация подтекста тоже была явлена впервые на театре, в так называемой новой драме, в России представленной постановками К. Станиславским <...> В филологии у истоков теории подтекста стоял К. Тарановский <...> »3 Тарановский выделяет четыре типа смыслового «иносказания», которые можно свести к одному фундаментальному положению: «…подтекст можно формулировать как уже существующий текст, отраженный в последующем, новом тексте. <…> подтекст метонимически связывает оба текста, последующий с предыдущим»4. <...> Такого рода подтекст исследователь называет лингвистическим, в отличие от сценического, жизненного, тематического и исторического, которыми К. Тарановский <...> , с отсылкой <...>