Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634417)
Контекстум
.
Вестник культурологии  / №1 2011

ДЕКОНСТРУКЦИЯ (260,00 руб.)

0   0
Первый авторАсоян
Страниц6
ID472127
АннотацияВ статье рассматривается термин «деконструкция», введенный в научный оборот. М. Хайдеггером и Ж. Лаканом. Анализируется концепция Ж. Деррида, теоретически обосновавшего этот термин. Деконструкция трактуется им не столько как форма анализа текста, сколько как стратегия сопротивления «метафизике» текста и его референциальным иллюзиям
Асоян, А.А. ДЕКОНСТРУКЦИЯ / А.А. Асоян // Вестник культурологии .— 2011 .— №1 .— С. 133-138 .— URL: https://rucont.ru/efd/472127 (дата обращения: 17.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Деконструкция трактуется им не столько как форма анализа текста, сколько как стратегия сопротивления «метафизике» текста и его референциальным иллюзиям. <...> The article is focused on the term «deconstruction», introduced to the science vocabulary by M. <...> Deconstruction is interpreted by him not only as a form of text analysis, but as well as the strategy of the opposition to the text “metaphysics” and its referential illusions. <...> По его словам, «деконструкция» – это «форма анализа» текста1, в то время как «деконструктивизм» – литературоведческий аспект постструктурализма, постструктуралистская теория «письма». <...> Впрочем, сам Деррида, в соответствии со своим «самооговорочным» стилем, утверждает, что «деконструкция не есть ни анализ, ни критика». <...> Для него слово «деконструкция» как особый термин представляет интерес лишь в известном контексте, в котором оно 133 А.А. Асоян способно заменить другие слова и способно позволить себя определить ими. <...> О предпосылках своего анализа Деррида замечает, что «речь шла о том, чтобы разобрать, разложить на части, расслоить структуры (всякого рода структуры: лингвистические, “логоцентрические”, “фонетические”) – в то время в структурализме доминировали лингвистические модели… <...> Это была попытка избавить опыт мысли от господства лингвистической модели (имеется в виду модель, предложенная структурализмом, в которой значение определяется жестким элементом бинарной оппозиции). <...> Неприятие фоноцентризма обусловлено у Деррида тем, что голос – это некое «трансцендентальное означаемое», своего рода «квазиобъект», которому приписываются особые незнаковые свойства обнаружения смысла. <...> Исходя из подобных представлений, развернутых в книге «Голос и феномен: Введение в проблему знака в феноменологии Гуссерля» (1967)5, Деррида создает «культурную матрицу аксиологических оппозиций»: голос – письмо, вещь – знак, означаемое – означающее… <...> Но ценностный характер оппозитивной фигуры у Деррида, конечно же, иной, нежели у структуралистов, ибо он полагает, что впечатление естественной связи акустического <...>