Эпитафия в творчестве Василия Васильевича Верещагина ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННЫХ ФОРМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ О.Ю. <...> Тарасов ВАСИЛИЯ ВАСИЛЬЕВИЧА ВЕРЕЩАГИНА∗ ЭПИТАФИЯ В ТВОРЧЕСТВЕ Отклонение от правил всегда вызывает повышенное внимание зрителя. <...> Учитывая это, известный русский художник В.В. Верещагин использовал в своих знаменитых экспозициях древний как мир принцип серии изображений – принцип рассказа средствами живописи. <...> Эту особенность своего творчества он считал новаторской, указывая в письме к В.В. Стасову, что «перешагнул» через «рутинное» правило, по которому живописец должен довольствоваться моментом и предоставлять «дальнейшее развитие этого момента литературе». <...> Свои серии Верещагин называл «поэмами», картины в них – «главами», а этюды к ним – «фактами». <...> Известно, что появление на раме карточки с именем художника и названием картины – исторический факт определенного развития концепции автора и его социального статуса. <...> Эпитафия в творчестве Василия Васильевича Верещагина // Категории жизни и смерти в славянской культуре. <...> В творчестве Верещагина приемы использования рамы для усиления воздействия самой картины соединились с поэтикой русского романтизма. <...> Особое значение для него приобретает название картины, надпись на раме, а также словесный комментарий, который помещается в каталог выставки. <...> Центральное место в экспозиции Туркестанской серии (1874) принадлежало «героической поэме» «Варвары» – циклу из семи картин, повествующих о гибели русского отряда в столкновении со среднеазиатским войском. <...> Под первым номером значилась картина «Смертельно раненый», открывавшая всю экспозицию и написанная в Мюнхене спустя пять лет после того, как художник видел данную сцену во время обороны самаркандской крепости. <...> На картине изображен смертельно раненый и падающий на бегу солдат; по замыслу – это миг между жизнью и смертью, который художник «подглядел» в реальности <...>