Ю.Г. Морозов ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ СЛОВЕСНЫХ ФОРМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ Ю.Г. Морозов «ВЫБРАННЫЕ МЕСТА ИЗ ПЕРЕПИСКИ С ДРУЗЬЯМИ» НИКОЛАЯ ГОГОЛЯ В КОНТЕКСТЕ «БОЖЕСТВЕННОЙ КОМЕДИИ» ДАНТЕ АЛИГЬЕРИ∗ Автор реферируемой статьи полагает, что Гоголь не издал бы своих «Выбранных мест…», если бы миру не была известна «Божественная комедия» Данте, а точнее – ее вторая часть «Чистилище»1. <...> В предисловии Гоголь пишет о своей тяжелой болезни и о том, что он написал завещание. <...> В песне первой «Чистилища» о смертельной болезни Данте рассказывает его проводник Вергилий, с которым поэт спускается в ад, а затем поднимается на гору чистилища. <...> » Гоголь говорит о моральной ответственности жен чиновников за злоупотребления, совершаемые их мужьями. <...> Таково же убеждение Манфреда в третьей песне «Чистилища», который считает, что честь мужчины зависит от женщины. <...> В письме Гоголя, озаглавленном «Значение болезней», содержится совет покорно принимать любую болезнь с верой, что недуг этот нужен, а молиться Богу, чтобы открылось чудное значение и вся глубина высокого смысла болезни. <...> А у Данте флорентиец Белаква ∗ Морозов Ю.Г. «Вибранi мiсця iз листування з друзями» Миколи Гоголя в контекстi «Божественноп комедпп» Данте Алиг’єрi. Цiннiсно-релятивний аналiз творiв // Гуманiтарнi науки. <...> 1 Сам Данте называл поэму «Комедией», название «Божественная комедия» придумал Дж. <...> » Николая Гоголя объясняет поэту, что сам он оказался в чистилище из-за того, что ленился молиться. <...> В четвертом и пятом письмах Гоголя речь идет о том, чту такое слово, и о чтениях русских поэтов перед публикой. <...> Такие чтения, по убеждению Гоголя, могут принести много публичного добра. <...> В пятой песне «Божественной комедии» Данте встречается с итальянским трубадуром XIII в. <...> Сорделло, который прославился обвинением тогдашних государей в отсутствии добродетели. <...> В письме «О помощи бедным» Гоголь пишет, что такая помощь должна исходить от умных священников, которые могут растолковать <...>