1938), доктор филологических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, характеризует в книге новую научную и учебную дисциплину – лингвокультурологию, т.е. направление, которое переживает стадию становления. <...> История, постановки и решения проблемы «Язык и культура» в мировой и отечественной науке. <...> Первый раздел работы написан в свете тезиса российского лингвиста Г.О. Винокура (1896–1947) о том, что «всякий языковед, изучающий язык <…> непременно становится исследователем той культуры, к продуктам которой принадлежит избранный им язык» (цит. по: с. <...> Проблемой «язык и культура» занимался американский лингвист и культуролог Э. <...> 202 Основы лингвокультурологии культура», Г.О. Винокур, считавший, что история языка есть культурно-историческая наука (с. <...> Антропологический принцип в языке сформулировал французский лингвист Э. <...> По мнению академика Н.А. Толстого (1923–1997), отношения между культурой и языком могут рассматриваться как отношения целого и части. <...> Вообще проблема «язык и культура» находит отражение в учебниках и учебных пособиях по культурологии. <...> Лингвокультурную проблематику изучает этнолингвистика, составной частью которой является лингвофольклористика, а также лингвистическая антропология. <...> Базовыми понятиями лингвокультурологии, по мнению автора реферируемой книги, являются: культура как мир смыслов, этническая ментальность, концептуальная и языковая картины мира. <...> Слово «культура» впервые появилось в одном из немецких словарей в 1793 г., а первое научное определение дал в 1871 г. этнограф Э. <...> Этническая ментальность разграничивает народы и определяет их «национальную физиономию» (с. <...> Ученые считают, что на русскую ментальность оказали влияние колоссальные просторы страны и континентальный климат. <...> Н.А. Бердяев (1874–1948) писал, что «пейзаж русской души соответствует пейзажу русской земли, та же безграничность, бесформенность, устремленность, широта» (цит. по: с. <...> Картина мира может быть охарактеризована <...>