Как реально проявляет себя в современной ситуации разлом цивилизационного времени? <...> Если единство цивилизационного времени выражается в том, что прошлое, а вместе с тем и константы онтологии прошлого определяют цивилизационное своеобразие настоящего, а значит и влияют на историческую траекторию формирования будущего, то в современной ситуации, как представляется, происходит ослабление исторической традиции. <...> Соответственно происходит упадок главной функции онтологии прошлого как константной основы формирования самосознания человека. <...> Онтология прошлого определяла очевидность смысла жизни, который состоял в служении своей стране. <...> В этом служении человек находил свое личное бессмертие, становясь моментом цивилизационного целого. <...> Упадок функции онтологии прошлого коренным образом видоизменяет ориентацию смысла. <...> Страна из цивилизационной цели в себе превращается в предмет потребления. <...> Человек раздваивается, 154 Метаморфозы исторической памяти находя истину своего бытия в стране и вне ее, и там, и там, везде, и находя в раздвоенной ситуации единственно верное основание выбора. <...> Индивид, теряя возможность самореализации в цивилизационных константах, обретает духовную пустоту. <...> Массовый поворот самосознания к себе как абсолюту и утрата абсолюта как цивилизационного целого является исходным пунктом, в котором начинается духовная эрозия традиционных цивилизаций. <...> Если сущностью истины онтологии прошлого является признание абсолютной ценности цивилизационного целого, то в онтологии будущего теперь абсолютную ценность приобретает индивид и его права. <...> Традиционно цивилизационная истина отождествлялась с онтологией прошлого, так что для человека выбор истины не представлял гносеологической проблемы. <...> Делая правильный выбор, человек сливался с цивилизационным субъектом. <...> Как возможно воссоздание цивилизационного субъекта в условиях этого парадокса? <...> Если индивид говорит «да» признанию <...>