Назаров, Л.В. Щеглова МАССОВОЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ* Феномен массовой культуры определяется разными исследователями неоднозначно, отмечают авторы реферируемой статьи. <...> Хосе Ортега-и-Гассет полагал, что масса есть совокупность лиц, не выделенных ничем. <...> Масса – всякий и каждый, кто ни в добре, ни в зле не мерит себя особой мерой, а ощущает таким же, “как и все”, и не только не удручен, но доволен собственной неотличимостью» (цит. по: с. <...> Основным носителем массовой культуры является так называемый «средний класс». <...> Процесс формирования массового общества, по мнению авторов реферируемой статьи, происходил в несколько этапов. <...> Первый этап: с конца XIX в. до Первой мировой войны; второй этап: 20-е годы – конец XX в.; третий этап определяется «стремительным развитием цифровых технологий, повсеместным внедрением компьютеров, созданием глобальных информационных сетей, средств массовой коммуникации» (с. <...> Массовая культура выполняет несколько важнейших социальных функций. <...> Она является «индустрией развлечений», одной из самых прибыльных отраслей экономики. <...> Массовая культура – это рычаг манипулирования политическим сознанием. <...> Она также «выполняет функцию подавления инакомыслия и социального недовольства» (с. <...> Массовое и индивидуальное в современной культуре // Социокультурные исследования. <...> 120 Массовое и индивидуальное в современной культуре Массовый человек в современном обществе «отчужден от подлинного бытия, от людей и в конечном итоге от себя самого», пишут авторы реферируемой статьи (с. <...> Сартр, в таком обществе индивидуальность стандартизирована, отрешена от исторической самостоятельности, подчинена массовым, коллективным формам быта. <...> Массовая культура ориентирована на чувство собственности, причем предметом потребления становятся не только товары, но идеи, убеждения и ценности. <...> Все многообразие человеческих отношений и эмоций массовая культура выражает через ограниченный набор <...>