Дендизм – исчезающий вид ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ ДЕНДИЗМ – ИСЧЕЗАЮЩИЙ ВИД* Дендизм непрерывно взаимодействует с литературой, подпитываясь от нее и, в свою очередь, обогащая ее. <...> Литература предлагает бесконечные возможности упорядочения духовного и житейского опыта – от умозрительной картины мира до стратегии практического поведения. <...> Совершенный однажды выбор сообщает осмысленность и единство всем поступкам даже на уровне жестов и интонаций, что делает жизнь личности открытой для интерпретаций и литературного запечатления. <...> Возникший на этой основе художественный образ вновь возвращается в жизнь, воплощаясь в «книжном» поведении того или иного человека, а это потенциально составляет новый сюжет для произведения – так непрерывно совершается плодотворный обмен между жизнью и культурой. <...> Чаще всего денди объединяют автора и героя в одном лице. <...> Именно Байрон стоит у истоков дендистской литературной традиции. <...> Дендизм оформляется в русле романтической эстетики, культивировавшей образ одинокого разочарованного индивидуалиста. <...> Разумеется, не только Байрон, но и другие писатели романтической эпохи способствовали моде на дендизм. <...> Персонажи денди встречаются на страницах произведений Джейн Остен, Уильяма Хэзлитта, Шатобриана, мадам де Сталь. <...> Однако литературный канон дендизма стал оформляться только в конце 20-х годов XIX в. благодаря становлению особого романного жанра. <...> Эти романы, в которых денди были главными героями, воспринимались как учебС. <...> Благодаря их сенсационному успеху денди быстро превратился уже не только в социальный, но и в литературный тип, а дендистские хронотопы – салон, клуб, бал, опера – в привычные декорации этого жанра. <...> В «модных» романах была детально отработана система «виртуального» аристократизма – отныне амбициозные молодые люди могли претендовать на знание аристократического стиля, исходя из литературных источников. <...> Однако с 30-х годов XIX столетия <...>