Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.
Вестник культурологии  / №1 2009

МОДЕЛИ БЕСКОНЕЧНОСТИ В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ (260,00 руб.)

0   0
Первый авторКравцова
Страниц12
ID471870
АннотацияПроблема бесконечности в ХХ в. в значительной степени стала прерогативой математиков, которые задают проблемное поле исследований и в других областях, в частности философии. При этом реальное историческое развитие понятия остается в тени, и многие важные аспекты представлений о бесконечности выпадают из поля зрения. В первую очередь, это касается средневековой культуры
Кравцова, Т.А. МОДЕЛИ БЕСКОНЕЧНОСТИ В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ / Т.А. Кравцова // Вестник культурологии .— 2009 .— №1 .— С. 92-103 .— URL: https://rucont.ru/efd/471870 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Кравцова МОДЕЛИ БЕСКОНЕЧНОСТИ В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ Проблема бесконечности в ХХ в. в значительной степени стала прерогативой математиков, которые задают проблемное поле исследований и в других областях, в частности философии. <...> Мердоча «Infinity and continuity» в авторитетной Кембриджской истории поздней средневековой философии1. <...> В своей статье автор говорит только об одном «типе» бесконечности – математическом, который условно можно поделить на некоторые «подтипы». <...> Но в работе ничего не сказано о существовании каких-либо других моделей описания бесконечности, встречающихся у авторов XII–XIV вв. <...> В Античности представления о бесконечном подробнее всего разработаны Аристотелем, который внимательно разбирает их в III книге «Физики». <...> Аристотель считал, что невозможно существование актуально бесконечной вещи, и говорить имеет смысл лишь о потенциальной бесконечности, наглядным примером которой является неоформленная материя: она потенциально может принимать любые формы бесконечное число раз. <...> Есть у Аристотеля и объект, который можно было бы назвать чистой актуальностью, – бог (ум – νούς). <...> Но Аристотель и здесь не использует для его ха1 Murdoch J.E. <...> Отношение к актуальной бесконечности в Средневековье кардинально отличается от античного, хотя следует признать, что в некоторых аспектах средневековые мыслители опираются на античные модели. <...> Во-первых, они используют само понятие потенциальной бесконечности, во-вторых, описывают ее теми же методами, что и античные философы. <...> Если в вопросах истолкования каких-то физических и математических явлений схоласты преподносят себя всего лишь как «учеников» Аристотеля, в учение которого они вносят некоторые коррективы, соответствующие христианским догматам, то в вопросах, каким-то образом касающихся Бога, они стремятся опираться лишь на христианскую традицию. <...> В рамках этой традиции Бог мыслится как внеприродная сущность, обладающая бесконечным могуществом <...>