Гуща ОСОБЕННОСТИ ТАНТРИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ, СУЩЕСТВУЮЩИХ В ТРАДИЦИИ НЬИНГМА ТИБЕТСКОГО БУДДИЗМА 1. <...> Введение В связи с широким распространением в современном западном мире (в т.ч. в России) различных мистических, эзотерических и психопрактических учений Востока, прежде всего, учений тибетской Ваджраяны (Тантраяны), особую важность приобретает всестороннее изучение доктринальной и психотехнической специфики данной системы духовного совершенствования. <...> Кроме того, в отечественной тибетологии (и особенно в религиоведении) крайне мало работ, посвященных тибетской Ваджраяне, а специальные исследования, касающиеся традиции Ньингма, практически отсутствуют. <...> Данная статья вносит посильный вклад в заполнение этой лакуны, поскольку в ней дается систематическое изложение содержания и особенностей тех тантрических учений, которые составляют основу психопрактической системы «древней» традиции (Ньингма) тибетского буддизма. <...> Ваджраяна (по-тибетски – rdo-rje theg-pa; дордже тег-па), называемая также тантрическим буддизмом, Тантраяной (Колесницей Тантры) и Мантраяной (Колесницей [Тайной] Мантры), является третьей по счету (и более поздней по времени возникновения) «колесницей» (наряду с Хинаяной – Малой Колесницей и Махаяной – Великой Колесницей), т.е. путем, ведущим к достижению состояния духовной реализации, или Просветления. <...> Ваджраяна (от санскр. «ваджра» – «алмаз», «царь камней» и «яна» – «колесница», «повозка», «средство передвижения», «путь»), или Алмазная Колесница, традиционно считается наиболее высоким 56 Особенности тантрических учений и эффективным путем психофизического преобразования (трансформации) всех аспектов личности и сознания человека, обеспечивающим ее адептам возможность достижения Просветления в течение одной или нескольких жизней (а не трех «неизмеримых» мировых периодов, как в двух других Колесницах). <...> Кроме того, необходимо подчеркнуть тот факт, что Ваджраяна является доктринальной <...>