Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.

Введение в психогенетику (1500,00 руб.)

0   0
Первый авторАтраментова Л. А.
АвторыФилипцова О. В.
ИздательствоМ.: ФЛИНТА
Страниц473
ID316263
АннотацияВ книге рассматриваются проблемы психогенетики – нового направления в науке, пограничной области знания между психологией и генетикой. Представлены основные задачи современной психологической генетики: изучать, как реагируют на новые ситуации люди с разными генотипами, разрабатывать методы анализа поведения человека, его интеллекта.
Кем рекомендованоРедакционно-издательским советом Российской академии образования
Кому рекомендованоДля студентов психологических факультетов вузов.
ISBN978-5-89349-656-7
УДК159.922(075.8)
ББК88.4
Атраментова, Л.А. Введение в психогенетику : учеб. пособие / О.В. Филипцова; Л.А. Атраментова .— 3-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2014 .— 473 с. : ил. — (Библиотека психолога) .— ISBN 978-5-89349-656-7 .— URL: https://rucont.ru/efd/316263 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

69 Моносомия по Ххромосоме (45, Х0), или синдром Тернера . <...> 70 3 Дисомия по Ххромосоме у мужчин (47, ХХY), или синдром Клайнфельтера . <...> 71 Дисомия по Yхромосоме (47, ХYY), или синдром Жакоб . <...> При изучении наследственности человека исследователь сталкивается с рядом проблем, которые связаны рядом огра ничений и запретов. <...> Психологи, исследующие генетические основы поведе ния, используют самые разные, как классические, так и но 11 Введение вейшие, методы. <...> Еще один специфический метод генетики чело века — близнецовый. <...> В каждом исследовании возникает необходимость ответить на вопрос, наследственная основа чего именно изу чается. <...> 14 Раздел 1 ОСНОВЫ КЛАССИЧЕСКОЙ ГЕНЕТИКИ Зарождение генетики связано с именем Грегора Менделя (1822—1884), монаха августинского монастыря, жившего в ав стрийском городе Брюнне (Брно, современная Чехия). <...> Основы классической генетики наследственное вещество состоит из неделимых единиц — атомов наследственности, которые Мендель назвал фактора ми. <...> Основные понятия Содержание важнейших понятий классической генетики — наследственность, ген, признак, генотип, фенотип и других раскрывается в следующих определениях. <...> Пример обозначений для диаллельной системы — группа крови резус, где имеются два аллеля Rh и rh. <...> Группа крови АВ0 является примером множественного аллелизма, где выделяют три аллеля ІА , ІВ и і0 . <...> Например, гомозиготный че ловек с резусположительной группой крови обозначается как RhRh. <...> Например, гетерозиготный человек с резусположительной группой крови обозначается как Rhrh. <...> Например, гомозиготный генотип RhRh и гетерозиготный генотип Rhrh фенотипически проявляются резусположительной группой крови. <...> Доминантный аллельаллель, который маскирует выра женность другого аллеля. <...> Рецессивный аллельаллель, фенотипическое проявле ние которого маскируется другим аллелем. <...> Половые хромосомы — это пара хромосом, различающая ся у представителей разных полов. <...> Аутосомный <...>
Введение_в_психогенетику_(1).pdf
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Введение_в_психогенетику_(1).pdf
УДК 159.922(075.8) ББК 88.4 À92 Библиотека психолога Г л а в н ы й р е д а к т о р Ä.È. Фельдштейн З а м е с т и т е л ь г л а в н о г о р е д а к т о р а С.К. Бондырева Ч л е н ы р е д а к ц и о н н о й к о л л е г и è: А.Г. Асмолов, В.А. Болотов, В.П. Борисенков, А.А. Деркач, А.И. Донцов, И.В. Дубровина, М.И. Кондаков, В.Г. Костомаров, Н.Н. Малофеев, Н.Д. Никандров, В.А. Поляков, В.В. Рубцов, Э.В. Сайко À92 Атраментова Л.А. Введение в психогенетику [Электронный ресурс] : ó÷åá. пособие / Ë.À. Атраментова, Î.Â. Филипцова. — 3-å èçä., стер. — Ì. : Ôëèíòà. 2014. — 472 ñ.: èë. ISBN 978-5-89349-656-7 В книге рассматриваются проблемы психогенетики — нового направления в науке, пограничной области знания между психологией и генетикой. Представлены основные задачи современной психологической генетики: изучать, как реагируют на новые ситуации люди с разными генотипами, разрабатывать методы анализа поведения человека, его интеллекта. Для студентов психологических факультетов вузов. УДК 159.922(075.8) ББК 88.4 ISBN 978-5-89349-656-7 2 © Издательство «Ôëèíòà», 2014
Стр.2
Оглавление Введение...................................................................................................... 9 Раздел 1. ОСНОВЫ КЛАССИЧЕСКОЙ ГЕНЕТИКИ...................... 15 1.1. Основные понятия ......................................................... 17 1.2. Моногенное наследование ........................................... 21 Полное доминирование................................................. 21 Неполное доминирование ............................................ 23 Кодоминирование........................................................... 24 Решетка Пеннета ............................................................ 25 1.3. Независимое наследование ......................................... 26 1.4. Сцепление и кроссинговер .......................................... 28 1.5. Сцепленное с полом наследование ............................ 31 Хсцепленное наследование......................................... 31 Yсцепленное наследование ......................................... 33 1.6. Наследование полигенных признаков ...................... 34 Контрольные вопросы и задания к разделу 1.................. 37 Раздел 2. МАТЕРИАЛЬНЫЕ НОСИТЕЛИ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ ...................................................... 47 2.1. Химическая структура ДНК ........................................ 48 2.2. Генетический код ........................................................... 50 2.3. Транскрипция и трансляция ........................................ 52 2.4. Генные мутации .............................................................. 54 2.5. Динамические мутации ................................................ 55 2.6. Геном человека ............................................................... 56 2.7. Хромосомный набор человека .................................... 58 2.8. Структурная организация хромосом ........................ 60 2.9. Цитогенетическая символика ..................................... 62 2.10. Анеуплоидии.................................................................... 63 2.11. Аутосомные синдромы.................................................. 65 Трисомия 21 (синдром Дауна) ...................................... 65 Трисомия 13 (синдром Патау) ...................................... 68 Трисомия 18 (синдром Эдвардса)................................ 68 2.12. Синдромы половых хромосом..................................... 69 Моносомия по Ххромосоме (45, Х0), или синдром Тернера ..................................................... 69 Трисомия по Ххромосоме (47, ХХХ), или синдром триплоХ ................................................... 70 3
Стр.3
Дисомия по Ххромосоме у мужчин (47, ХХY), или синдром Клайнфельтера ....................................... 71 Дисомия по Yхромосоме (47, ХYY), или синдром Жакоб ....................................................... 72 2.13. Полиплоидия ................................................................... 73 2.14. Псевдонормальный кариотип ..................................... 74 2.15. Однородительская дисомия ......................................... 75 2.16. Мозаицизм ....................................................................... 77 2.17. Геномный импринтинг .................................................. 78 2.18. Хромосомные перестройки ......................................... 79 Делеции ............................................................................. 82 Транслокации .................................................................. 82 Инверсии .......................................................................... 83 Изохромосомы и кольцевые хромосомы .................. 83 Аберрация по типу «ломкой» Ххромосомы ............ 84 2.19. Повторный риск хромосомных болезней ................ 86 Контрольные вопросы и задания к разделу 2 .................... 87 Раздел 3. НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ И СРЕДА .................................... 93 3.1. Модификационная изменчивость.............................. 93 3.2. Норма реакции................................................................ 97 3.3. Экспрессивность и пенетрантность .......................... 98 3.4. Компенсация дозы гена (инактивация Ххромосомы)...................................... 102 3.5. Признаки, зависимые от пола и ограниченные полом................................................. 105 3.6. Мультифакториальные признаки ............................ 107 3.7. Закономерности клеточных делений ...................... 109 Митоз ............................................................................... 109 Мейоз............................................................................... 110 Гаметогенез у человека ............................................... 111 3.8. Материнский эффект ................................................. 113 3.9. Врожденные дефекты ................................................. 116 Тератогены ..................................................................... 118 3.10. От гена к поведению.................................................... 124 Контрольные вопросы и задания к разделу 3 .................. 128 Раздел 4. АНАЛИЗ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА........... 135 4.1. Структура признака .................................................... 136 4.2. Генеалогический метод............................................... 140 4
Стр.4
Анализ большой родословной .................................. 146 Анализ малочисленных родословных..................... 149 4.3. Компонентный анализ ................................................ 150 Фенотипические модели ............................................ 151 Коэффициенты корреляции ..................................... 153 Модель главного гена .................................................. 155 4.4. Метод генетических маркеров................................. 157 4.5. Моделирование на животных................................... 159 Контрольные вопросы и задания к разделу 4 .............. 161 Раздел 5. БЛИЗНЕЦЫ В ГЕНЕТИКЕ ЧЕЛОВЕКА ......................... 168 5.1. Типы близнецов ............................................................ 170 5.2. Частота рождения близнецов.................................... 173 5.3. Близнецовый метод изучения наследственности .... 175 Формирование близнецовой выборки .................... 177 Диагностика зиготности.............................................. 177 Конкордантность .......................................................... 180 Вычисление показателя наследуемости .................. 181 Семьи близнецов........................................................... 183 Контрольные вопросы и задания к разделу 5................ 184 Раздел 6. ПОЛОВЫЕ И ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ........................ 187 6.1. Хромосомное определение пола............................... 189 6.2. Половая дифференцировка и половые гормоны.. 190 6.3. Интерсексуальные состояния человека ................. 192 6.4. Гендерные различия в когнитивных способностях и личностных свойствах ................... 199 6.5. Роль среды в гендерных различиях.......................... 203 6.6. Воспитание и полоролевые установки .................. 204 6.7. Гомосексуализм ............................................................ 206 Контрольные вопросы и задания к разделу 6................ 209 Раздел 7. СТРУКТУРА ПОПУЛЯЦИИ И ГЕНЕТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ.......................................................................... 211 7.1. Нахождение частот аллелей ...................................... 212 Сцепление с полом ....................................................... 213 Множественный аллелизм......................................... 213 7.2. Уравнение Харди—Вайнберга .................................. 214 7.3. Дрейф генов................................................................... 216 7.4. Эффект основателя .................................................... 218 5
Стр.5
7.5. Эффект «бутылочного горлышка» ......................... 220 7.6. Поток генов ................................................................... 221 7.7. Естественный отбор.................................................... 223 7.8. Мутационный процесс ............................................... 225 7.9. Инбридинг ...................................................................... 226 7.10. Аутбридинг..................................................................... 229 7.11. Брачная ассортативность .......................................... 231 Контрольные вопросы и задания к разделу 7................. 232 Раздел 8. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ РАЗНООБРАЗИЕ .............................. 239 8.1. Телосложение ............................................................... 242 8.2. Черты лица ..................................................................... 248 8.3. Пигментация.................................................................. 249 8.4. Дерматоглифика ........................................................... 254 8.5. Скорость развития ....................................................... 258 8.6. Особенности темперамента....................................... 259 8.7. Группы крови ................................................................ 259 8.8. Система HLA.................................................................. 261 8.9. Полиморфизм ДНК...................................................... 265 8.10. Электрическая активность мозга ............................. 268 8.11. Функциональная асимметрия ................................... 273 8.12. Реакция на фармакологические средства .............. 276 Контрольные вопросы и задания к разделу 8 .................. 278 Раздел 9. ГЕНЕТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ ВОСПРИЯТИЯ ........... 282 9.1. Зрение ............................................................................. 282 9.2. Слух ................................................................................. 288 9.3. Вкусовая чувствительность........................................ 290 9.4. Восприятие запаха ....................................................... 298 Контрольные вопросы и задания к разделу 9................ 299 Раздел 10. ГЕНЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ РАЗЛИЧИЙ............................. 305 10.1. Проблемы тестирования............................................. 307 10.2. Генетические исследования интеллекта................. 309 10.3. Моделирование на животных ................................... 315 10.4. Эффект Флинна............................................................ 316 10.5. Межпопуляционные различия в IQ ......................... 318 Контрольные вопросы и задания к разделу 10 ................ 324 6
Стр.6
Раздел 11. ГЕНЕТИКА ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ .... 326 11.1. Близнецовые исследования характеристик личности ....................................................................... 326 11.2. Дерматоглифика и личность ................................... 330 11.3. Молекулярногенетические исследования личности ....................................................................... 331 11.4. Наследственность и профессия ............................ 332 11.5. Антисоциальное и криминальное поведение..... 334 11.6. Генетические основы агрессивности ................... 340 Контрольные вопросы и задания к разделу 11 ............ 343 Раздел 12. ГЕНЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНОМАЛИЙ ПОВЕДЕНИЯ ........................................................................ 345 12.1. Генетическая природа психических болезней ... 346 12.2. Гипотеза о происхождении психических болезней ....................................................................... 349 12.3. Дерматоглифические маркеры нервных и психических болезней человека.......................... 352 12.4. Социальное значение пограничных психических состояний ............................................ 355 12.5. Расстройства настроения ......................................... 357 Униполярный, или депрессивный синдром.......... 357 Биполярный синдром................................................. 358 12.6. Шизофрения ............................................................... 360 12.7. Психические расстройства в онтогенезе ............. 363 Аутизм ........................................................................... 364 Нарушения речевого развития и обучения .......... 366 Заикание ....................................................................... 368 Синдром Туретта ........................................................ 370 Дислексия ..................................................................... 371 Синдром дефицита внимания и гиперактивности...................................................... 372 12.8. Органические поражения мозга ............................ 373 Болезнь Альцгеймера................................................. 373 Болезнь Паркинсона .................................................. 375 Хорея Гентингтона ..................................................... 379 Эпилепсия .................................................................... 381 Болезнь Феллинга (фенилкетонурия) .................... 384 Болезнь Тэя—Сакса ................................................... 385 Рассеянный склероз ................................................... 386 7
Стр.7
12.9. Химическая зависимость ........................................ 387 Генетика алкоголизма .............................................. 387 Генетика наркомании ............................................... 392 Генетика курения ....................................................... 394 12.10. Расстройства самоконтроля ................................. 395 Гэмблинг ....................................................................... 396 Расстройства питания ............................................... 398 Анорексия .................................................................... 399 Булимия......................................................................... 401 Контрольные вопросы и задания к разделу 12 ............ 403 Ответы и решения ................................................................................ 412 Приложение........................................................................................... 440 Литература ............................................................................................. 442 8
Стр.8