В течение ХХ в. в российском зарубежье было создано значительное количество музеев, отражающих разнообразные события истории и культуры России. <...> В их числе существовали музеи общеисторического профиля, где были собраны вещевые и документальные памятники, а также произведения искусства. <...> Наиболее значительным среди музеев такого типа являются Русский культурно-исторический музей в Збарславском замке под Прагой – РКИМ (16, с. <...> 182–194), музей русской культуры в Сан-Франциско и музей общества «Родина» в Лейквуде (США) (15, с. <...> Небольшие музеи историко-культурного профиля действовали в различных центрах российской диаспоры в Европе, США и других регионах мира. <...> Они создавались преимущественно по инициативе общественных объединений и ставили своей задачей сохранить те памятники отечественной истории и культуры, которые удастся выявить, приобрести или получить в дар независимо от времени их возникновения, материала и т.п. <...> Весьма схожими по составу, как правило, были полковые музейные собрания. <...> На формирование облика эмигрантских музеев (обычно однотипного и одностороннего по своей сути) часто влияли их идеологические разногласия с большевиками, неприятие новой власти. <...> Музейные вещи играли роль своеобразных духовных символов, связывавших эмигрантов с покинутой для большинства из них навсегда Россией. <...> Российскими эмигрантами предпринимались попытки создания и научно-технических, краеведческих, этнографических и естественно-научных коллекций и музейных объектов. <...> Так, замечательным собранием обладало Общество изучения Маньчжурского края в Харбине. <...> Наиболее распространенным типом музейного объекта в российском зарубежье в 1920–1930-е годы стали военно-исторические музеи, нередко сочетавшие в себе черты корпоративного и историко-культурного музея. <...> Связано это было, с одной стороны, с разобщенностью эмигрантских политиков и деятелей культуры, а с другой – бульшей сплоченностью и организованностью <...>