Воронина ТРАДИЦИИ СОБЛЮДЕНИЯ ПОСТА В КРЕСТЬЯНСКОЙ СРЕДЕ В XIX – НАЧАЛЕ XX В. Воронина <...> Крестьянство, которое было самым многочисленным сословием в России в XIX – начале XX в. <...> 83, 86) по традиции отличалось особым благочестием в соблюдении православных постов. <...> Как сейчас, так и тогда посты были приурочены к определенным христианским праздникам: Великий пост – к Пасхе, Петров пост – ко дню памяти святых апостолов Петра и Павла, Успенский пост – к Успению Божией Матери, Рождественский пост – к Рождеству Христову. <...> Рождественский пост начинался 15 ноября и заканчивался 25 декабря в день Рождества Христова* (здесь и далее даты указаны по старому стилю, т.е. по юлианскому календарю). <...> Успенский пост продолжался с 1 по 15 августа и заканчивался в день Успения Пресвятой Богородицы. <...> День Пасхи – переходящий праздник, следовательно, Великий пост каждый год начинался в разные дни. <...> Эти четыре поста составляли самые длительные 136 ТРАДИЦИИ СОБЛЮДЕНИЯ ПОСТА В КРЕСТЬЯНСКОЙ СРЕДЕ В XIX – НАЧАЛЕ XX В. или многодневные посты. <...> Однодневные посты соблюдали по средам и пятницам, а также в Рождественский сочельник (24 декабря) и Богоявленский сочельник (5 января), в день Усекновения Главы святого Иоанна Предтечи (29 августа) и в день Воздвижения Креста Господня (14 сентября). <...> В соответствии с религиозными установками питание русского народа в течение года четко разделялось на постные дни, когда запрещалось есть «скоромное», и «мясоед» – дни, когда употребление пищи по составу не ограничивалось. <...> Он включает как архивные, так и опубликованные материалы. <...> Ценным источником стали также материалы Этнографического бюро князя В.Н. Тенишева, созданного в Петербурге в конце XIX в. <...> Они представляют собой ответы на различные вопросы «Программы этнографических сведений о крестьянах Центральной России», охватывавшей многие стороны повседневного быта земледельцев. <...> В ответах содержатся сведения о том, насколько строго соблюдали посты, из чего состояла <...>