Министерство образования Российской Федерации
Шуйский государственный педагогический университет
Г.Е.Муравьева
ДИДАКТИЧЕСКОЕ
ПРОЕКТИРОВАНИЕ
Шуя 2000
Стр.1
ББК 74.202
УДК 37.01
М 91
Рецензенты:
В.А.Сластенин, действительный член РАО, доктор педагогических
наук, профессор;
В.Д.Симоненко, член-корреспондент РАО, доктор педагогических
наук, профессор;
Т.С.Буторина, доктор педагогических наук, профессор.
Муравьева Г.Е.
М 91 Дидактическое проектирование: Монография. – Шуя: Изд-во
ШГПУ, 2000. – 84 с.
В монографии рассматривается сущность дидактического
проектирования, роль и место проектирования в функциональной
структуре профессиональной деятельности учителя, возможные модели
проектировочной деятельности. Деятельностная характеристика
проектирования образовательного процесса строится на основе теории
задач. Описываются способы проектирования технологий обучения.
Монография
адресована специалистам в области педагогики,
студентам, аспирантам и преподавателям педагогических вузов.
Печатается по решению редакционноиздательского
совета Шуйского государственного
педагогического университета
ISBN 5-86229-050-8
2
© Шуйский государственный
педагогический университет, 2000
© Муравьева Г.Е., 2000
Стр.2
Введение
Одной из современных тенденций общественного развития
является повышение степени общности проектировочной деятельности.
Г.Саймон, известный теоретик организации, информатики и психологии,
писал: «Все мы постоянно занимаемся проектированием. …
Широкое понимание проектирования является основой для формирования
правильных взглядов на проектирование у специалистов в любой
профессиональной сфере. Именно это отличает сферу практической
деятельности от сферы научных исследований. Основная задача
учебных заведений инженерного, архитектурного, юридического, педагогического,
медицинского или административного профиля сводится,
по сути, к обучению проектировать»1.
Эта идея широкого понимания проектирования находит все
большую поддержку в научно-педагогических исследованиях, и термин
«проектирование» все чаще встречается в педагогической литературе.
Это, например, работы В.Г.Иванова, И.И.Ильясова и
Н.А.Галатенко, В.М.Монахова, П.Е.Решетникова, В.М.Соколова и
других, а также диссертации Е.С.Заир-Бек, Г.Л.Ильина,
Е.И.Машбица, В.Е.Радионова, В.И.Слободчикова, Н.Н.Суртаевой и
др.
Процесс проектирования становится образом жизни современного
общества, способом его существования и выживания. Распространение
деятельности проектирования на все сферы общественной
жизни дает возможность говорить о проектной культуре.
В культурной деятельности человека в целом этап замысла,
предвидения будущего, то есть проектирования, осознается как решающий,
так как результат деятельности изменить чрезвычайно
трудно. В связи с этим возрастает ответственность проектировщика,
его ценностная ориентация, нравственная позиция, профессиональная
компетентность являются главными факторами при создании проекта,
как в материальной, так и в социальной сфере.
Данная работа посвящена исследованию дидактического проектирования
как вида педагогической деятельности. В первой главе
«Проектирование в структуре профессионально-педагогической деятельности
учителя» рассматривается место и роль проектирования в
деятельности учителя, выявляется сущность дидактического проек1
Саймон Г. Наука об искусственном. – М.: Мир, 1972. С.70.
3
Стр.3
тирования, его отличие от моделирования, прогнозирования и планирования,
а также представлены возможные модели проектировочной
деятельности.
Во второй главе «Задачный подход к дидактическому проектированию»
на основе теории задач дается описание задачи дидактического
проектирования и способа ее решения учителем.
В третьей главе «Проектирование технологий обучения»
представлен анализ различных подходов к понятию «технология обучения»,
введено понятие «технологический способ обучения» и разработана
процедура выбора и конкретизации технологического способа
обучения на отдельном отрезке учебного процесса.
Монография адресована специалистам в области педагогики,
студентам и аспирантам педагогических вузов, а также может быть
использована в процессе повышения квалификации работников образования.
4
Стр.4
Глава 1. Проектирование в структуре
профессионально-педагогической деятельности
учителя
1.1. Проектировочный компонент
профессиональной деятельности учителя
Для выявления и описания проектировочного компонента
профессионально-педагогической деятельности обратимся сначала к
общей теории деятельности, затем рассмотрим разные подходы к определению
структуры педагогической деятельности и, наконец, покажем
место проектирования в деятельности учителя.
Опираясь на теорию деятельности А.Н.Леонтьева, мы рассматриваем
деятельность как процесс активного взаимодействия человека
со средой, в котором он стремится достигнуть сознательно
поставленной цели, удовлетворить определенные потребности.
Всякая деятельность имеет кольцевую структуру: «исходная
афферентация – эффекторные процессы, реализующие контакты с
предметной средой, - коррекция и обогащение с помощью обратных
связей исходного афферентирующего образа»1. Кольцевой характер
деятельности общепризнан и описан П.К.Анохиным,
Н.А.Бернштейном, А.Н.Леонтьевым.
Исходная афферентация есть создание представления о будущем
процессе, основанное на анализе исходных данных. Другими
словами, элемент исходной афферентации можно рассматривать как
процесс проектирования будущей деятельности.
Поскольку деятельность является процессом, то в ней можно
выделить определенные этапы:
1) постановка цели (осознание конкретной задачи);
2) планирование работы (определение последовательности действий,
выбор для каждого действия соответствующих средств, способов,
определение критериев выполнения действий и форм контроля);
1
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1975. С.86.
5
Стр.5