Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.
Россия и современный мир  / №2 2010

СОВЕТСКОЕ, ПОСТСОВЕТСКОЕ И НАЦИОНАЛЬНОЕ В ТАТАРСКОМ БУКВАРЕ «АЛИФБА» (конец 1980-х – 2000-е годы) (260,00 руб.)

0   0
Первый авторСальникова
Страниц11
ID470651
АннотацияВ связи с активной полемикой, развернувшейся сегодня по поводу так называемого «этнокомпонента» в федеральном образовательном стандарте, весьма важен вопрос об учебниках для начальной школы на национальных языках в Российской Федерации. Эти учебники подверглись − вместе со всеми российскими учебниками − существенному реформированию, направленному на избавление их от проявлений «советскости», и испытали идеологическое воздействие перемен в национальных регионах
Сальникова, А.А. СОВЕТСКОЕ, ПОСТСОВЕТСКОЕ И НАЦИОНАЛЬНОЕ В ТАТАРСКОМ БУКВАРЕ «АЛИФБА» (конец 1980-х – 2000-е годы) / А.А. Сальникова // Россия и современный мир .— 2010 .— №2 .— С. 169-179 .— URL: https://rucont.ru/efd/470651 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

СОВЕТСКОЕ, ПОСТСОВЕТСКОЕ И НАЦИОНАЛЬНОЕ В ТАТАРСКОМ БУКВАРЕ «АЛИФБА» А.А. Сальникова СОВЕТСКОЕ, ПОСТСОВЕТСКОЕ И НАЦИОНАЛЬНОЕ В ТАТАРСКОМ БУКВАРЕ «АЛИФБА» (конец 1980-х – 2000-е годы)1 Сальникова Алла Аркадьевна – доктор исторических наук, профессор Казанского государственного университета. <...> Среди многочисленных и весьма разнообразных источников по истории России особая роль принадлежит школьным учебникам, в особенности учебникам для начальной школы. <...> Эти учебники, как, может быть, ничто другое, в наиболее четком и завершенном виде воссоздают образ некой «идеальной реальности»2 таким, каким он сформировался и отложился во «властном» сознании, таким, каким он транспонировался в образовательновоспитательный процесс, и, соответственно, таким, каким он должен был отразиться и закрепиться в сознании юных граждан. <...> Подобное «впечатывание» рассчитано на особую продуктивность в первые школьные годы, поскольку детское восприятие в это время еще относительно независимо, непосредственно и непроизвольно. <...> Очевидно, что степень воздействия усиливается еще и за счет массовости такого рода изданий в силу их широчайшего тиражирования и приобщенности к ним в определенные жизненные периоды практически каждого человека. <...> Работа выполнена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (коллективный проект «Исследование образов семьи и ребенка в учебной литературе для начальной школы: 1987–2006», № 09-06-00950а). <...> «Любой учебный текст сам по себе, а в еще большей степени учебник как система., – отмечают Г. Макаревич и В. Безрогов <...> , – отражает идеал, связанный с моделью совершенной личности, сконструированной в рамках конкретной цивилизации и эпохи». <...> Конструирование образовательного идеала в учебнике // Развитие личности. <...> А также, добавим, идеализированную репрезентацию самой эпохи, представленную посредством ее подлинных и мнимых реалий. <...> 169 СООБЩЕНИЯ, РАЗМЫШЛЕНИЯ, КОММЕНТАРИИ утопическим образом действительности <...>