ФЕНОМЕНОЛОГИЯ СОВЕТСКОГО ОБЩЕСТВА ФЕНОМЕНОЛОГИЯ СОВЕТСКОГО ОБЩЕСТВА Н.Г. Кедров СТАЛИНИЗМ И КРЕСТЬЯНСТВО: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ Кедров Николай Геннадиевич – аспирант Санкт-Петербургского института истории РАН. <...> Сегодня в историографии советского крестьянства 1930-х годов, несмотря на ряд предпринятых в последние годы попыток коренного изменения историографического поля, доминирующим остается подход направлений на осмысление истории российского села посредством изучения отношений в системе государство – крестьянство. <...> В частности, содержащие противоположные оценки коллективизации доклады известных российских историков аграрников Э.М. Щагина и Н.Л. Рогалиной не так давно были включены в программу XXXI сессии Симпозиума по аграрной истории Восточной Европы (19; 24). <...> Тем не менее, несмотря на продолжение дискуссий, историографическое пространство вопроса о взаимоотношениях советского государства с крестьянством сегодня определяют концепции, более десятилетия назад изложенные в трудах известного российского историка-аграрника В.П. Данилова и американской исследовательницы Ш. <...> В.П. Данилов, доказывая «антисоциальность сталинизма», писал о том, что советское крестьянство стало объектом и как следствие жертвой многоаспектного, насильственного по формам своего осуществления государственного вмешательства. <...> Цели последнего лежали вне мира деревни и задавались амбициями И.В. Сталина и условиями внутриполитической борьбы в рядах ВКП (б) (10). <...> Трагические страницы жизни российского села 1930-х годов, по ее мнению, были обусловлены скорее этим внут124 СТАЛИНИЗМ И КРЕСТЬЯНСТВО: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ ренним конфликтом, в котором государственная власть стремилась принять на себя роль внешнего арбитра (22). <...> Таким образом, к сегодняшнему дню в историографии российского крестьянства 1930-х годов сложились два противоположных подхода, один из которых акцентирует исследовательское внимание на государстве <...>