Афинская ОБ АНТИТЕЗЕ ХОЛОДНО/ГОРЯЧО, МИФАХ И НАУЧНОМ ЗНАНИИ (к 265-летию выхода трактата “О духе законов” Монтескье) В статье рассматривается взаимосвязь между мифом, стереотипом и научным мышлением на примере языковых бинарных конструкций. <...> Язык, миф, религия, искусство, научное мировоззрение тесно переплелись (жизнедеятельность, фольклор, поэзия, искусство) в человеческом опыте и рассматриваются как единое пространство культуры. <...> Миф — это “жизненно ощущаемая и творимая вещественная реальность”1, особая форма мышления, когда вымышленное воспринимается как действительное, “бессознательный уровень мысли, где реальное сливается с идеальным”2. <...> Кассирер, — в мышлении и опыте утончает и одновременно укрепляет эту сеть”3. <...> Роль и функция языка в этом многоаспектном конгломерате явлений духа и материи имеет фундаментальное значение. <...> А.) формирует личность человека, носителя языка, через навязанные ему языком и заложенные в языке ви´дение мира, менталитет, отношение к людям… <...> Афинская Зоя Николаевна — канд. филол. наук, доц., зав. кафедрой французского языка для гуманитарных факультетов факультета иностранных языков и регионоведения МГУ имени М.В. Ломоносова; тел. <...> 22 К разряду мифических оппозиций (в смысле формирования ценностных понятий) относятся такие представления, как север— юг, холод—жара, сильный—слабый, мужественность—пассивность, свобода—рабство. <...> Антитеза холод—жара как выражение противоположных физических характеристик изучалась наукой с давних пор. <...> Противопоставление холода и жары — отражение в мире понятий естественного, постоянно присутствующего в природе контраста температур, климатов, растительного и животного мира. <...> В качестве метафоры для обозначения контрастно противоположных психологических феноменов, характеров, духовных устремлений эта антитеза нередко использовалась в мифологии и поэзии. <...> В этом контрасте создан психологический портрет героев: сдержанный <...>