Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Новейшая отечественная история (1941 - 2004 гг.): Методические указания по организации самостоятельной работы студентов при подготовке к семинарам (90,00 руб.)

0   0
АвторыСост. Н.М. Александров. А.В. Урядова
ИздательствоЯрГУ
Страниц50
ID206634
АннотацияМетодические указания составлены в соответствии с Государственным образовательным стандартом, учебным планом и авторской рабочей программой курса новейшей отечественной истории (1941 - 2004 гг.). Они включают советы по организации самостоятельной подготовки, основные источники и литературу к семинарам по новейшей отечественной истории. В приложениях представлен справочный материал: схемы и таблицы по структуре государственного аппарата и административному устройству Российской Федерации, хронологическая таблица. Предназначены для студентов, обучающихся по специальности 020700 История (дисциплина "Новейшая отечественная история: (1941 - 2004 гг.)". блоки ОПД. ГСЭ), очной и очно-заочной форм обучения.
Кем рекомендованоРекомендовано Научно-методическим советом университета
Кому рекомендовано для студентов специальности История
УДК94(470)
ББКТ3(2)6я73
Новейшая отечественная история (1941 - 2004 гг.): Методические указания по организации самостоятельной работы студентов при подготовке к семинарам : Методические указания по организации самостоятельной работы студентов при подготовке к семинарам / Сост. Н.М. Александров. А.В. Урядова .— Ярославль : ЯрГУ, 2005 .— 50 с. — URL: https://rucont.ru/efd/206634 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

. Они включают советы по организации самостоятельной подготовки, основные источники и литературу к семинарам по новейшей отечественной истории. <...> Задача курса – изучение важнейших процессов и закономерностей развития советского и постсоветского государства и общества на различных исторических этапах их существования, знание которых необходимо для подготовки профессиональных историков и преподавателей. <...> Последние годы сталинского режима: политика и идеология (1946 – 1953). <...> Советская экономика и социальная политика в период «развитого социализма». <...> Внешняя политика СССР в середине 1960-х – середине 1980-х годов. <...> Внешняя политика Советского Союза и международные отношения: Сб. документов: Ежегодник. <...> Хрестоматия по отечественной истории (1946 – 1995): Учебное пособие для студентов вузов / Под ред. <...> Хрестоматия по отечественной истории (1914 – 1945): Учебное пособие для студентов вузов / Под ред. <...> Отечественная история ХХ – начала ХХI века в схемах, таблицах и диаграммах: Пособие для абитуриентов и студентов. <...> Проанализировать реакцию советского политического и военного руководства на начало боевых действий. <...> Изучая партизанское движение, следует рассмотреть «рельсовую войну», боевые действия партизан и подпольщиков в тылу врага; проанализировать основные немецкие директивы, связанные с политикой немцев на оккупированных территориях, и проведение этих директив в жизнь; составить представление о реакции на военные события советского общества и властных структур. <...> Важно выделить основные этапы складывания антигитлеровской коалиции и борьбы Советского Союза за открытие второго фронта в Европе, дать характеристику стратегических целей США и Англии во Второй мировой войне, указать масштабы помощи СССР по ленд-лизу, раскрыть значение ленд-лиза для военно-промышленного комплекса СССР, назвать конкретные виды вооружения и технологии, поставляемые в СССР. <...> Завершая освещение проблемы, студенты должны определить <...>
Новейшая_отечественная_история_(1941_-_2004_гг.)__Методические_указания_по_организации_самостоятельной_работы_студентов_при_подготовке_к_семинарам.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова Кафедра новейшей отечественной истории Новейшая отечественная история (1941 – 2004 гг.) Методические указания по организации самостоятельной работы студентов при подготовке к семинарам Рекомендовано Научно-методическим советом университета для студентов специальности История Ярославль 2005 1
Стр.1
УДК 94(470) ББК Т3(2)6я73 Н 72 Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного издания. План 2005 года Рецензент кафедра новейшей отечественной истории Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова Составители: канд. ист. наук Н.М. Александров канд. ист. наук А.В. Урядова Новейшая отечественная история (1941 – 2004 гг.): метод. укаН 72 зания по организации самостоятельной работы студентов при подготовке к семинарам / Сост. Н.М. Александров, А.В. Урядова ; Яросл. гос. ун-т. – Ярославль : ЯрГУ, 2005. – 48 с. Методические указания составлены в соответствии с Государственным образовательным стандартом, учебным планом и авторской рабочей программой курса новейшей отечественной истории (1941 – 2004 гг.). Они включают советы по организации самостоятельной подготовки, основные источники и литературу к семинарам по новейшей отечественной истории. В приложениях представлен справочный материал: схемы и таблицы по структуре государственного аппарата и административному устройству Российской Федерации, хронологическая таблица. Предназначены для студентов, обучающихся по специальности 020700 История (дисциплина "Новейшая отечественная история: (1941 – 2004 гг.)", блоки ОПД, ГСЭ), очной и очно-заочной форм обучения. УДК 94(470) ББК Т3(2)6я73 © Ярославский государственный университет, 2005 © Н.М. Александров, А.В. Урядова, 2005 2
Стр.2
Цель и задачи курса новейшей отечественной истории (1941 – 2004) Цель курса новейшей отечественной истории – изучение и овладение основами современных знаний об исторических процессах, происходивших в России после февральской революции 1917 г. и до наших дней (в данной части курса рассматривается период с 1941 г.). Достижение этой цели возможно путем прослушивания курса лекций (аудиторно), работы на семинарах (аудиторно и самостоятельно) и самостоятельной аналитической работы с учебной, исследовательской литературой, а также с историческими источниками. Задача курса – изучение важнейших процессов и закономерностей развития советского и постсоветского государства и общества на различных исторических этапах их существования, знание которых необходимо для подготовки профессиональных историков и преподавателей. Курс новейшей отечественной истории (1941 – 2004) относится к числу фундаментальных дисциплин, изучаемых при подготовке специалистов-историков. Он логически взаимосвязан с предшествующими курсами средневековой и новой отечественной истории, новейшей отечественной истории (1917 - 1940), а также с курсом новейшей истории зарубежных стран данного периода (при изучении теоретико-методологического материала, истории международных отношений). Методические рекомендации по самостоятельной работе с источниками и научной литературой Методические указания дают возможность для хронологической и событийной ориентировки, позволяют вычленить основные, главные вопросы в обозначенной проблеме. Они служат основой, помогают составить четкий и последовательный ответ как непосредственно на семинаре, так и в дальнейшем на экзамене. Вопросы семинарских занятий составлены таким образом, что часть из 3
Стр.3
них предполагают достаточно широкий, подробный ответ, скрупулезное изучение сюжета, в то же время в методических указаниях предпринята попытка по возможности избежать оценочных, философско-методологических аспектов изучения истории, оставив за студентами право самостоятельного выбора тех или иных методологических подходов и историософских направлений. Подобная позиция составителей прослеживается и в подборе рекомендуемых источников и литературы, которые даются к каждой теме. В них отражены различные подходы к современной историографии к рассматриваемым проблемам. Списки источников и литературы даны в сжатом виде, так что при изучении учебного материала студенты могут привлекать и другие источники и литературу, не включенные в данные методические указания. В начале дан общий список источников и литературы к курсу новейшей отечественной истории, а также учебников, рекомендуемых при подготовке как к семинарским занятиям, так и к экзаменам по курсу. Дефицит учебной литературы по отечественной истории, имевший место во второй половине 1980-х гг., потерял былую остроту. Преподнесение истории по принципу «все наоборот» в сравнении с учебниками написанными, когда господствовал единый марксистско-ленинский подход, мало-помалу вытесняется из исторической науки. Поэтому относительно учебников можно сказать, что в настоящее время существует большое их разнообразие. В связи с вышесказанным, составители данных методических указаний не настаивают на использовании какого-то конкретного учебника. Однако хочется порекомендовать студентам не обращаться к литературе (в том числе и учебной), вышедшей ранее 1990 г. Видимо, как при подготовке к семинарским занятиям, так и при подготовке к экзамену студент будет вынужден обратиться к совокупности учебной, научной литературы, текстам лекций и конспектам, написанным в ходе подготовки к семинарским занятиям, поскольку периодизация данного курса доходит до 2004 г., а события последних лет в большинстве изданных на сегодняшний день учебников не отражены вообще. 4
Стр.4
Список тем семинарских занятий (4 ч.) Тема 1. СССР в Великой Отечественной войне (1941 – 1945). Тема 2. Последние годы сталинского режима: политика и идеология (1946 – 1953). (2 ч.) Тема 3. Социально-экономическое развитие СССР во второй половине 1940-х – начале 1950-х годов. (2 ч.) Тема 4. Внешняя политика СССР в 1946 – 1953 годах. (2 ч.) Тема 5. Общественно-политическая жизнь СССР в середине 1950-х – середине 1960-х годов. (2 ч.) Тема 6. Социально-экономические реформы в СССР в середине 1950-х – середине 1960-х годов. (2 ч.) Тема 7. Общественно-политическое развитие страны в годы «застоя». (2 ч.) Тема 8. Советская экономика и социальная политика в период «развитого социализма». (2 ч.) Тема 9. Внешняя политика СССР в середине 1960-х – середине 1980-х годов. (2 ч.) Тема 10. СССР в годы перестройки. (2 ч.) Тема 11. Распад СССР. (2 ч.) Тема 12. Российская Федерация на современном этапе. (4 ч.) Источники и литература 1. Внешняя политика Советского Союза и международные отношения: Сб. документов: Ежегодник. М., 1961 – 1986. 2. Документы внешней политики. Т. 22 - … М., 1992 - … 3. КПСС в резолюциях, решениях съездов и конференций. 9-е изд.: В 18 т. М., 1983 – 1986. 4. Политическая история России: хрестоматия для вузов. М., 1996. 5. Хрестоматия по отечественной истории (1946 – 1995): Учебное пособие для студентов Э.М. Щагина. М., 1996. 600 с. вузов 5 / Под ред. А.Р. Киселева,
Стр.5