№ 4 Е.А. Сакирко К ВОПРОСУ О СООТНОШЕНИИ ИСКУССТВЕННОГО И ЕСТЕСТВЕННОГО В ТВОРЧЕСКОМ ОСВОЕНИИ МИРА Статья представляет собой краткий экскурс в типологию взаимоотношений категорий естественное и искусственное в языке и повседневной культуре человека. <...> Сегодня “естественнообразующий” вектор творческого освоения мира направлен на сохранение природного богатства и на создание копий/моделей естественного в искусственной форме. <...> Существуют различные определения категорий искусственное и естест венное, на основании которых в самом широком смысле естественное можно определить как существующее в мире независимо от человека и обладающее независимыми от человека свойствами, а искусственное — как созданное человеком, получившее определенные качества благодаря человеку и потому подвластное ему. <...> Искусственное состоит из природных тел и рассматривается Аристотелем как производное от естественного, как вторичная материя. <...> “Предметы искусства” обладают целью, которая была заложена в них человеком, и теми возможностями, которые присущи им как состоящим из природных тел “по совпадению”. <...> Со временем человек достиг высокого технического мастерства Сакирко Елена Алексеевна — аспирант кафедры сравнительного изучения национальных литератур и культур факультета иностранных языков и регионоведения МГУ имени М.В. Ломоносова; тел. <...> 101 в имитации природы, однако, создавая искусственное из естественного, он часто не учитывает того жизненного потенциала, который изначально заложен в естественное “как нечто существующее”. <...> Касс пишет в этой связи об опасности генных технологий: “Генный гений, которого выпустили из бутылки, чтобы он вылечил болезнь, пойдет своим собственным путем, нравится нам это или нет”2 (пер. мой. <...> Это “результат взаимодействия двух принципиально разных механизмов: искусственного механизма, регулируемого сознательно поставленными целями и сознательно используемыми нормами <...>