ФГУП «Российский федеральный ядерный центр –
Всероссийский научно-исследовательский институт
экспериментальной физики»
16+
Д. Г. Приемский
ДОРОГИ СТАРОГО ПРОФЕССОРА
Саров
2015
Стр.2
УДК 623.454.8(092)
ББК 31.4
П 75
Приемский Д. Г.
П75
Дороги старого профессора – Саров: ФГУП «РФЯЦ-ВНИИЭФ»,
2015. – 355 с.
ISBN 978-5-9515-0297-1
Книга повествует о судьбе автора сквозь призму дела, которому он
посвятил жизнь, – взрывателям ракетного боеприпаса. События развиваются
на фоне сложной истории нашей страны.
УДК 623.454.8(092)
ББК 31.4
ISBN 978-5-9515-0297-1
©ФГУП «РФЯЦ-ВНИИЭФ», 2015
Стр.3
ОТ АВТОРА
Эта книга – продолжение и развитие моих предыдущих книг [1, 2] –
является, в известном смысле, их обобщением. Поводом для обобщений
послужила военная опасность, вновь охватывающая весь мир уже
в XXI веке. В этих условиях роль оружия и, как следствие, боеприпасов,
естественно возрастает. Я волею судеб один из уже немногих живых
свидетелей развития гонки вооружений, стартовавшей по окончании
Великой Отечественной войны. С 1952 года я служил в офицерском звании
в представительстве центрального аппарата Министерства обороны
при одном из профильных НИИ ракетной промышленности, а затем –
в ядерном центре, родине атомных бомб и ракетных боевых частей
с ядерным зарядом.
Всем нам хорошо известно, что существуют снаряды, бомбы и ракеты.
Мы бесчисленное количество раз в фильмах и телевизионных репортажах
смотрели на то, как их сбрасывают с самолетов, запускают
со стартовых установок, выстреливают ими из пушек. Понятно, что каждый
из этих образцов боеприпасов предназначен для подрыва и разрушения
как можно большего числа рукотворных сооружений и вывода
из строя как можно большего числа людей. И когда мы этот процесс
пуска или выстрела видим, у нас не возникает мысли о том, что, дойдя
до своей цели в городе, в поле или на море, эти боеприпасы могут не
взорваться. Нам вообще не приходит в голову, что в этом есть какая-то
проблема.
Между тем после очередного военного столкновения в одной
из горячих точек мира нам говорят, что прежде, чем туда можно будет
возвращаться мирным жителям, нужно еще собрать неразорвавшиеся
ракеты и снаряды. И здесь мы тоже киваем головой, считая, что, конечно,
так и надо.
Как-то раз показывали репортаж из современной Сирии об обстреле
ее столицы Дамаска и его последствиях. На какой-то площади в объектив
камеры попала застрявшая в уличном покрытии армейская мина.
В землю она углубилась примерно наполовину под углом 30 – 40 градусов,
вверх стабилизатором. Эта картина наглядно иллюстрировала
случай отказа в своей работе взрывателя мины. Сейчас, когда эта книга
готовится к изданию, происходят «украинские события». На экране
показывают неразорвавшиеся снаряды у домов местных жителей. Эти
Стр.4
4
Дороги старого профессора
отказы сообщают миру, что надежный взрыватель разработать не так
уж просто. Это показывает также роль взрывателя в эффективности
метательного боеприпаса как такового. Эффективность мины, торчащей
посреди площади, и снаряда во дворе равны нулю. В принципе,
заряд взрывчатого вещества в них мог бы сам сдетонировать от удара
о почву, но, по физической сущности этого явления, взрыв от него был
бы неорганизованный и слабый. Скорей всего, серьезного вреда он бы
не нанес.
Размышления, связанные с этими отказами взрывателей, вызвали
мое воспоминание о том, что разработчики ракет, в особенности
ракет дальнего действия, всегда считали взрыватель чем-то второстепенным.
Я неоднократно был тому свидетелем. Авторитетные в техническом
мире специалисты никак не могли воспринять, что разработанная
ими великолепная ракета, предназначенная доставить заряд массой
(весом) в тонны на расстояние многих тысяч километров, в таком
виде для боевого использования не годна. Потому что сконструирована
так, что для нее никак не сделать взрыватель, обеспечивающий полноценный
взрыв ее заряда во всех возможных случаях применения ракеты.
В ней нужно кое-что переделать или ограничивать ее применение.
Но подобные мнения существуют, разговоры ведутся уже давно,
лет 40 – 50 и, казалось, должны были бы стать глубоким анахронизмом.
Но как я только что говорил, на экране демонстрировался отказ современного,
наверняка серийного взрывателя для оружия метательного
назначения, а разговоры о поисках невзорвавшихся боеприпасов по сей
день продолжаются. Это показывает, что круг задач, связанных с ударным
подрывом боеприпаса, по-прежнему существует. Не важна странапроизводитель
этого взрывателя. Проблемы, связанные с ним, имеют
общий характер.
Мы все знаем, что в России объявлено о необходимости модернизации
вооружения, на это отпущены огромные деньги. Понятие вооружения,
как известно, включает снаряды и ракеты, а значит, и их ударные
взрыватели. О них мало кто знает, но не стоит допускать, чтобы о них
потом схватились. Такое бывало не один раз.
Со взрывателями у меня связана вся жизнь. Некоторые ее подробности,
надеюсь, будут интересны читателю сами по себе. Живых свидетелей
того времени остается все меньше, а легенды о нем уже слагаются.
В своих воспоминаниях [1] я выступаю как его свидетель, а здесь постараюсь
передать его влияние на меня, начиная с детства, отрочества
и юности. Может быть, события, происходящие на бытовом уровне
Стр.5
СОДЕРЖАНИЕ
От автора . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
СЕМЬЯ
Немного о моих предках . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
В школе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
Сестрорецкие впечатления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
Начало войны . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
Ленинградская блокада . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
НАЧАЛО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ
Аэрофлот . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 45
Московские впечатления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 51
Страна 1942 года . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 55
В техникуме . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 64
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Окончание школы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 75
В институте . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 80
Возвращение в Ленинград . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 82
Обучение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 89
Лена . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 102
Особенности семейной жизни . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 109
Окончание института . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 111
В ДОЛЖНОСТИ ИНЖЕНЕРА
ЦНИИ им. академика А. Н. Крылова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 121
Аспирантура . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 126
Артиллерийская академия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 137
ВЗРЫВАТЕЛИ
Взрыватели для снарядов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 147
Организация разработки взрывателей для снарядов . . . . . . . . . . . . . 163
Начало разработки взрывателей для ракет . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 167
Основные принципы разработки взрывателей для баллистических
ракет. Особенности ракеты в сравнении со снарядом . . . . . . . . . . . . . 170
Взрывательное устройство ракеты ФАУ-2 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 175
Взрывательное устройство ракеты Р-1 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 184
Стр.353
Содержание
353
Взрывательное устройство ракеты Р-2 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 187
Результаты начального этапа разработки взрывателей
для баллистических ракет . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 193
СТАНОВЛЕНИЕ РАЗРАБОТКИ ВЗРЫВАТЕЛЕЙ
ДЛЯ ПЕРВЫХ БАЛЛИСТИЧЕСКИХ РАКЕТ
Организация НИИ-137 и начало работ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 197
Сборочный цех . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 200
Приемо-сдаточные испытания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 202
Завод на Ржевке . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 207
Испытания на полигоне . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 210
Общие соображения по методике испытаний . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 213
Испытательный пульт . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 217
ФРАГМЕНТЫ ИЗ ЛИЧНОЙ ЖИЗНИ
Снова проблемы с «пятым пунктом» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 219
Сочи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 222
Рождение сына . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 226
Особенности быта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 234
Характер обязанностей изменился . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 236
Кандидатская диссертация и другое . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 239
УДАРНЫЕ ДАТЧИКИ ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКИХ
УСТРОЙСТВ БЧ
Переезд в Арзамас-16 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 257
О работе во ВНИИЭФ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 266
Первые действия в новой должности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 271
Повседневные заботы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 275
Развитие событий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 282
Дальнейшая жизнь . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 284
Снова работа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 286
Развитие отдела . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 292
Разделение отдела . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 295
Докторская диссертация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 301
Постановка научных работ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 307
Эскизный проект . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 310
Образование отделения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 311
Прощание с армией . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 318
Уход старого руководства и новые тенденции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 321
Стр.354
354
Дороги старого профессора
Конверсия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 323
Итоги . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 327
Болезнь и увольнение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 328
ВОЗВРАЩЕНИЕ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
Прощание с коллективом . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 332
Петербургская повседневность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 333
Обращение к предкам . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 339
Снова деловая жизнь . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 345
Завершение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 349
Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 350
Стр.355
Дмитрий Григорьевич Приемский
Дороги старого профессора
Редактор Е. А. Мясоедова
Компьютерная верстка С. Н. Фролова
Дизайн обложки К. А. Мухина
Подписано в печать 12.06.2015 Формат 70×100/16
Печать офсетная. Усл. печ. л. ∼28,8. Уч.-изд. л. ∼24
Тираж 250 экз. Зак. тип. 8-2015
Отпечатано в Издательско-полиграфическом комплексе
ФГУП «РФЯЦ-ВНИИЭФ»
607188, г. Саров Нижегородской обл., ул. Силкина, 23
Стр.356