Рассматриваются три концептуальных аспекта комментария: историософский, онтологический и эпистемологический; последний из упомянутых также раскрывает вопрос о поэтическом образе. <...> Выявляется объединяющая эти аспекты завуалированная, игровая полемика Мандельштама с В. Розановым <...> (1856–1919), чье присутствие открывает возможность для «онтологической» интерпретации образов Мандельштама. <...> Оклот Комментаторство – глубоко русская, национальная черта – «отметка резкая ногтей». <...> В.В. Розанов Zaś co do działania pr zezp rz y b li ż enie (approximative), te – wydawa mi się być najbardziej doniosłym atrybutem ducha ludzkiego. <...> написал из Парижа своему первому литературному наставнику В.В. Гиппиусу, что прочел В.В. Розанова и «очень полюбил его, но не то конкретное культурное содержание, к которому он привязан своей чистой библейской привязанностью»2. <...> Это раннее примечание важно для большего понимания тонкого текстуального союза Мандельштама с Розановым, к которому он испытывал неизменную симпатию, стараясь смотреть за пределы его идеологических и политических убеждений, или же смотрел на них сквозь призму карнавального духа и присущей ему буффонады, что было несколько отталкивающим даже для тех, кто имел с ним некое интеллектуальное сходство, как, например, Д.С. Мережковский. <...> Подобно Андрею Белому, Михаилу Кузьмину или Алексею Ремизову, Мандельштам в создании своего собственного, сокровенного образа Розанова и его творчества руководствовался скорее логикой искусства и поэтического дискурса, чем идеологическими принципами. <...> Так, для того чтобы понять симпатию Мандельштама к Розанову, нам необходимо воссоздать игровой и завуалированный диалог Мандельштама с Розановым, при этом рассматривая его как вид поэтической полемики или, другими словами, ритмичный ответ на создаваемые им образы. <...> Мы также можем смело Поэтическая онтология комментария: Диалог с В. Розановым <...> 133 предположить, что весь текст «Разговора о Данте» представляет собой сложный поэтический <...>