Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635165)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Литературоведческий журнал  / №2 2014

ЭСТЕТИКА СВЕТА И ПОЭТИКА КОНТРАСТОВ В ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СИСТЕМАХ РЕМБРАНДТА И ЛЕРМОНТОВА (260,00 руб.)

0   0
Первый авторПоташова
Страниц10
ID469759
АннотацияСтатья посвящена одной из наиболее ярчайших форм проявления синтеза искусств, нашедших свое воплощение в творчестве поэта – значению художественных открытий Рембрандта для поэтики художественных произведений Лермонтова. Рембрандта и Лермонтова роднит эмоциональная напряженность их произведений, переданная при помощи приема светового контраста. Лермонтов воспринял рембрандтовское искусство портрета, умение изображать на лицах персонажей их судьбы; с таинственно-мрачным колоритом полотен Рембрандта поэт связывал порывы страсти, романтический дух своих героев
Поташова, К.А. ЭСТЕТИКА СВЕТА И ПОЭТИКА КОНТРАСТОВ В ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СИСТЕМАХ РЕМБРАНДТА И ЛЕРМОНТОВА / К.А. Поташова // Литературоведческий журнал .— 2014 .— №2 .— С. 107-116 .— URL: https://rucont.ru/efd/469759 (дата обращения: 07.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Эстетика света и поэтика контрастов в художественных системах Рембрандта и Лермонтова 107 К.А. Поташова ЭСТЕТИКА СВЕТА И ПОЭТИКА КОНТРАСТОВ В ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СИСТЕМАХ РЕМБРАНДТА И ЛЕРМОНТОВА* Аннотация Статья посвящена одной из наиболее ярчайших форм проявления синтеза искусств, нашедших свое воплощение в творчестве поэта – значению художественных открытий Рембрандта для поэтики художественных произведений Лермонтова. <...> Рембрандта и Лермонтова роднит эмоциональная напряженность их произведений, переданная при помощи приема светового контраста. <...> Лермонтов воспринял рембрандтовское искусство портрета, умение изображать на лицах персонажей их судьбы; с таинственно-мрачным колоритом полотен Рембрандта поэт связывал порывы страсти, романтический дух своих героев. <...> Проникновение «рембрандтовского элемента» в литературные произведения 1830-х годов стало одним из наиболее ярких примеров взаимодействия словесного и изобразительного искусства. <...> 108 К.А. Поташова Рембрандта особенностям художественной системы русского романтизма: «поэтизирование человеческих чувств, интерес к автопортрету, таинственный полумрак живописи, свобода исполнения»1. <...> Однако новаторством и оригинальностью отличается использование «рембрандтовских элементов» М.Ю. Лермонтовым – в его поэзии обнаруживается не простое упоминание имени художника, картины, ее отдельной детали, а анализ всей художественной системы Рембрандта, выраженной в его живописных произведениях. <...> В.В. Афанасьев подчеркивает особое значение картин Рембрандта для художественной системы поэта: «Принцип рембрандтовской светотени, при котором всё второстепенное погружено в мрак, портретное искусство Рембрандта – лица, на которых написаны их мрачные судьбы, – глубоко волновали творческое воображение Лермонтова»2. <...> Первое обращение Лермонтова к картинам Рембрандта обнаруживается уже в ранней лирике поэта – размышления об особенностях портретной <...>