Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635151)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Литературоведческий журнал  / №2 2014

О БИБЛЕЙСКИХ МОТИВАХ В ЛЕРМОНТОВСКОМ «ДЕМОНЕ» В СВЯЗИ С ЕГО ТВОРЧЕСКОЙ ИСТОРИЕЙ: (ОТ БАЙРОНА – К МИЛЬТОНУ) (260,00 руб.)

0   0
Первый авторКоровин
Страниц16
ID469753
АннотацияВ статье показано, как на разных этапах работы над «Демоном» менялся способ обращения Лермонтова с библейскими образами и цитатами. В поздних редакциях поэмы они используются в соответствии с христианским пониманием их вероучительского смысла. Такой способ характерен не для романтической поэмы, а для религиозных эпопей в духе Мильтона, с которыми «Демон» имеет немало общего
Коровин, В.Л. О БИБЛЕЙСКИХ МОТИВАХ В ЛЕРМОНТОВСКОМ «ДЕМОНЕ» В СВЯЗИ С ЕГО ТВОРЧЕСКОЙ ИСТОРИЕЙ: (ОТ БАЙРОНА – К МИЛЬТОНУ) / В.Л. Коровин // Литературоведческий журнал .— 2014 .— №2 .— С. 18-33 .— URL: https://rucont.ru/efd/469753 (дата обращения: 07.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Коровин О БИБЛЕЙСКИХ МОТИВАХ В ЛЕРМОНТОВСКОМ «ДЕМОНЕ» В СВЯЗИ С ЕГО ТВОРЧЕСКОЙ ИСТОРИЕЙ: (ОТ БАЙРОНА – К МИЛЬТОНУ) Аннотация В статье показано, как на разных этапах работы над «Демоном» менялся способ обращения Лермонтова с библейскими образами и цитатами. <...> В поздних редакциях поэмы они используются в соответствии с христианским пониманием их вероучительского смысла. <...> Такой способ характерен не для романтической поэмы, а для религиозных эпопей в духе Мильтона, с которыми «Демон» имеет немало общего. <...> Байрон и Мильтон, которых нередко через запятую вспоминают в связи с «Демоном» Лермонтова, в сознании его современников были антагонистами. <...> В стихотворении В.Г. Теплякова «Два ангела» (1833) они представлены как носители разных духов: один – «божественный слепец», «очами души» узревший «солнце рая», О библейских мотивах в лермонтовском «Демоне» в связи с его творческой историей: (от Байрона – к Мильтону) 19 другой – «Гигант», измеряющий «пространства бездны» своим «мрачным умом»1. <...> В то время как Байрон уличался в проповеди безнравственности и эгоизма, чтение Мильтона, «христианского Гомера»2, считалось душеполезным занятием. <...> «Потерянный рай», как и эпопею Ф.Г. Клопштока «Мессия» (1748–1773), относили к образцовым «духовным поэмам», отличительной особенностью которых было «смешение вымысла с истинною религиею, выраженное в формах древней языческой поэзии»3. <...> Критики, порицавшие их, отвергали искусственность «форм» классической эпопеи Нового времени, но не права «вымысла» в проповеди «истинной религии»4. <...> Способы обращения с Библией в поэмах Мильтона и мистериях Байрона («Каин», 1821; «Небо и земля», 1822) диаметрально противоположны. <...> Оба прибегали к вымыслам, но Байрон переосмысливал библейские образы и сюжеты в целях самовыражения, а Мильтон актуализировал для современников их подлинный смысл, претендуя, конечно, на правильное его понимание. <...> То же касается и Сатаны в «Потерянном рае», изображенным Мильтоном <...>