Московская ФЁДОРОВ И АНЦИФЕРОВ: ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ИДЕЙ Аннотация Oхарактеризован круг идей автора «Философии общего дела», развитых Н.П. Анциферовым в статье «Историческая наука как форма борьбы за вечность» (1918–1944) и диссертационном исследовании «Проблемы урбанизма в русской художественной литературе» (1944). <...> Главное внимание уделено социальноисторическому и духовно-культурному контексту. <...> В 2009 г. исполнилось 180 лет со дня рождения Николая Фёдоровича Фёдорова и 120 со дня рождения Николая Павловича Анциферова. <...> Основатель школы научного петербурговедения, Анциферов был в двадцатые годы членом общества «Старый Петербург» и Петроградского отделения Центрального бюро краеведения, вел практические занятия в Петроградском Экскурсионном институте, преподавал на литературном отделении Российского Института истории искусств. <...> Его повседневная экскурсионно-педагогическая, музейная деятельность Фёдоров и Анциферов: Преемственность идей 149 и научная, как социального историка-урбаниста, нашла отражение в знаменитой «петербургской трилогии»: «Душа Петербурга» (1922), «Петербург Достоевского» (1923), «Быль и миф Петербурга» (1924). <...> Теперь, когда в ИМЛИ РАН впервые опубликована его диссертация «Проблемы урбанизма в русской художественной литературе»1 (опубликована там, где в 1944 г. она была представлена и успешно защищена), Н.П. Анциферов-ученый предстал в другой своей, мало известной прежде ипостаси, – как выдающийся историк и теоретик литературы, основатель «локально-исторического» метода в литературоведении. <...> Человек поистине трагической судьбы (Анциферов потерял в войнах и революциях всех своих детей, почти восемь лет, 1925, 1929–1933, 1937–1939 гг., провел в заключении), Николай Павлович оставил богатое научное наследие: работы, опубликованные и не опубликованные. <...> Особую ценность среди них представляет «научный дневник» его жизни, эссе «Историческая наука как одна из форм борьбы за вечность»2, который он <...>