Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Литературоведческий журнал  / №1 2011

ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ И НАРОД В РОМАНИСТИКЕ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО И Д.С. МЕРЕЖКОВСКОГО (260,00 руб.)

0   0
Первый авторБогданова
Страниц9
ID469651
АннотацияВ романе «Петр и Алексей» (1905) Мережковский осмысляет одну из главных проблем «петербургского периода» русской истории, не менее актуальную и для Достоевского, – взаимоотношение народа и интеллигенции. Хотя идеал обоих писателей – «Бог в мире», разное понимание ими феномена интеллигенции и религиозной сущности народа приводит Достоевского – к надеждам на мирное преображение России, а Мережковского – к апокалипсическому катастрофизму.
Богданова, О.А. ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ И НАРОД В РОМАНИСТИКЕ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО И Д.С. МЕРЕЖКОВСКОГО / О.А. Богданова // Литературоведческий журнал .— 2011 .— №1 .— С. 104-112 .— URL: https://rucont.ru/efd/469651 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Богданова ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ И НАРОД В РОМАНИСТИКЕ Ф.М. <...> ДОСТОЕВСКОГО И Д.С. МЕРЕЖКОВСКОГО В известной своей статье 1890 г. Мережковский выделил Достоевского из числа других «корифеев русского романа» (Тургенева, Л. Толстого <...> Для исследования одной из сторон этого вопроса, указанной в заглавии статьи, обратимся к последнему роману трилогии Мережковского «Христос и Антихрист» – «Петр и Алексей» (1905), который осмысляет с «высшей», религиозно-мистической точки зрения основные тенденции «петербургского периода» русской истории, еще длящегося, хотя и завершающегося в начале XX в. <...> Смысл его конца яснее при обращении к истокам. <...> Именно тогда зародились главные противоречия русской жизни, в том числе проблема «народ и интеллигенция», основополагающая для романа Достоевского. <...> Также и центральные герои романов Мережковского – это интеллигенты, чья жизнь – практическое «служение одной, заветной идее»2. том»3. <...> Важно, что, в отличие от Достоевского, Мережковский не проводил различия между дворянством («нашим высшим культурным слоем»4) и интеллигенцией («случайным племенем»5) как особыми социокультурными образованиями. <...> Под словом «интелСам писатель назвал Петра I «первым русским интеллиген Интеллигенция и народ в романистике Ф.М. Достоевского и Д.С. Мережковского 105 лигенция» он подразумевал все европеизированное сословие России «петербургского периода», ретроспективно экстраполируя на предыдущие столетия социокультурную ситуацию Серебряного века. <...> Поэтому неудивительно, что интеллигентами, не связанными по-дворянски ни с землей, ни с народным преданием, являются также царевич Алексей и Тихон Запольский. <...> На связь трилогии с романом Достоевского именно в персонажно-идеологической его сфере указывает З.Г. Минц: «герои Мережковского <.> ради истины. живут, страдают и погибают, напоминая “русских мальчиков”. <...> И так как в «Петре и Алексее» под видом исторических лиц Мережковский, по сути дела, изобразил своих <...>