Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635043)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Литературоведческий журнал  / №1 2011

ГОНЧАРОВ И ДАНТЕ (260,00 руб.)

0   0
Первый авторБеляева
Страниц9
ID469646
АннотацияВ статье прослеживается дантовский дискурс романов Гончарова «Обыкновенная история», «Обломов» и «Обрыв». Автор выдвигает гипотезу о том, что «сверхзамысел» трилогии восходит к аллегории «священной поэмы». Универсальная средневековая модель мира, соответствующая у Данте Аду, Чистилищу и Раю, у Гончарова трансформируется в картины, отражающие три эпохи человеческой жизни, – «обыкновенную историю», «сон» и «пробуждение». Эти три картины обнаруживают себя у Гончарова как на макроуровне – в объеме трилогии, так и на микроуровне – в каждом отдельном романе.
Беляева, И.А. ГОНЧАРОВ И ДАНТЕ / И.А. Беляева // Литературоведческий журнал .— 2011 .— №1 .— С. 58-66 .— URL: https://rucont.ru/efd/469646 (дата обращения: 04.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Беляева ГОНЧАРОВ И ДАНТЕ Настоящая работа является продолжением и развитием тех мыслей, что нам уже доводилось высказывать в ряде статей, посвященных проблеме «Гончаров и Данте». <...> Одна из первых публикаций на эту тему носила заглавие вполне традиционное, как это часто бывает тогда, когда предлагаются неожиданные типологические сопоставления: «“Странные сближения”: Гончаров и Данте»1. <...> Действительно, в случае Гончарова и Данте сближение может показаться странным и неожиданным, но только лишь потому, что проблема эта практически не привлекала исследовательского внимания. <...> Исключением, пожалуй, могут служить некоторые работы В.И. Мельника, в частности его книги «И.А. Гончаров: Духовные и литературные истоки» (2002) и «Гончаров и православие: Духовный мир писателя» (2008), в которых исследователь отмечал дантовский дискурс Гончарова, однако очень пунктирно, возводя общую идею романной трилогии писателя к гоголевскому «пути»2. <...> Основой для подобных аналогий служили, прежде всего, фамилии героев Гончарова. <...> Это своего рода ад, чистилище и рай», – пишет исследователь3. <...> В более поздней работе В.И. Мельника эта идея находит некоторое развитие через акцентуацию «мифологемной, всеопределяющей, универсальной оппозиции “ада” и “рая”»4 в общей художественной логике трилогии. <...> Постараемся наметить ключевые моменты в определении и расшифровке «дантовского кода» романистики Гончарова. <...> Гончаров и Данте 59 Прежде всего заслуживает внимания важный факт его творческой биографии: начало становления писателя отмечено мощным импульсом – знакомством с творчеством Данте и его «Божественной Комедией»5. <...> Ведущая роль в этом знакомстве принадлежала профессору С.П. Шевыреву, который был одним из первых отечественных дантологов. <...> В 1833 г. он защитил диссертацию «Данте и его век», которую опубликовал в Ученых записках Московского университета за 1833–1834 гг. <...> Да и С.П. Шевырев отличался тем, что читал свои лекции «по рукописи <...>