Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634160)
Контекстум
.
Литературоведческий журнал  / №1 2011

РОДНОЕ КАК ВСЕЛЕНСКОЕ В НАЦИОНАЛЬНОМ ОБРАЗЕ МИРА: ОТЕЧЕСТВЕННАЯ СЛОВЕСНОСТЬ И «РУССКАЯ ИДЕЯ» (260,00 руб.)

0   0
Первый авторЕсаулов
Страниц12
ID469641
АннотацияАнализируется смысл концепции Вяч. Иванова, согласно которой сущность русской национальной идеи состоит в «категорическом постулате воскресения». От Достоевского до Мандельштама слово-логос в русской словесности несет в себе следы христианского предания, укорененного в самой двуипостасной природе русского языка, примат «духа» над «буквой», «филологии» над «литературой», что укореняет русских авторов в традиции христианского искусства
Есаулов, И.А. РОДНОЕ КАК ВСЕЛЕНСКОЕ В НАЦИОНАЛЬНОМ ОБРАЗЕ МИРА: ОТЕЧЕСТВЕННАЯ СЛОВЕСНОСТЬ И «РУССКАЯ ИДЕЯ» / И.А. Есаулов // Литературоведческий журнал .— 2011 .— №1 .— С. 5-16 .— URL: https://rucont.ru/efd/469641 (дата обращения: 16.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Родное как вселенское в национальном образе мира: Отечественная словесность и «русская идея» МАТЕРИАЛЫ III МЕЖДУНАРОДНОГО СИМПОЗИУМА «РУССКАЯ СЛОВЕСНОСТЬ В МИРОВОМ КУЛЬТУРНОМ КОНТЕКСТЕ» I И.А. Есаулов РОДНОЕ КАК ВСЕЛЕНСКОЕ В НАЦИОНАЛЬНОМ ОБРАЗЕ МИРА: ОТЕЧЕСТВЕННАЯ СЛОВЕСНОСТЬ И «РУССКАЯ ИДЕЯ» С методологической отчетливостью проблема, вынесенная в название моей работы, была впервые поставлена Вяч. <...> Ивановым в его работе 1909 г. «О русской идее», где русский поэт прямо назвал всенародную веру в Воскресение Христа, а также «категорический постулат воскресения» русской национальной идеей1. <...> В 1918 г. в статье «Наш язык» тот же автор утверждал: «Духовно существует Россия. <...> Свидетельством этого особого статуса существования России являлся для Иванова само русское Слово, наш язык. <...> Язык, по Иванову, это особый дар, «уготованный Провидением народу нашему». <...> Эта церковно-славянская речь стала живым слепком «божественной эллинской речи». <...> И именно эта вторая ипостась русского языка позволяет говорить о преемстве православного предания, преемстве эллинства. <...> Подобно митрополиту Илариону, который в первом же ори5 6 И.А. Есаулов гинальном произведении русской словесности властно заявляет о единстве с христианским миром, Иванов замечает: «…уже не варвары мы». <...> Эллинское предание, звучащее в церковно-славянской ипостаси русского языка, позволило этому языку преодолеть свой племенной характер, как выражается Иванов, «выступить из своих широких, но все же исторически замкнутых берегов» и обрести «сверхнациональный статус». <...> Весьма существенно, что речь идет не просто о каком-то сверхнациональном проекте, но именно о «религиозном вселенском деле». <...> Он возмущен попытками сузить вселенский характер русского языка до какой-то утилитарной коммуникативной функции. <...> Эта украинская кустарщина и русский провинциализм подобны друг другу в качестве оскопления и затем разделения единого великого языка. <...> Отделение «русскости <...>