Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.
Литературоведческий журнал  / №1 2010

ЧЕРНОБЫЛЬНИК: ОБ ОДНОМ СИМВОЛЕ В РАССКАЗЕ ТОЛСТОГО «ХОЗЯИН И РАБОТНИК» (260,00 руб.)

0   0
Первый авторРанчин
Страниц11
ID469615
АннотацияЧернобыльник – один из наиболее значимых символов в рассказе. В нем заключен библейский новозаветный прообраз, семантический архетип. В Откровении святого Иоанна Богослова одна из эсхатологических казней погрязшего в грехах, отвернувшегося от Бога человечества, также вызвана падением «звезды полыни» (Откр. 8: 10–11). «Хозяин и работник» – своего рода эсхатологический текст, «откровение смерти», дарованное Василию Андреичу Брехунову. Толстовский рассказ повествует не о «большой», а о «малой» эсхатологии – о судьбе одной грешной души, прошедшей через предсмертные мытарства к свету любви и правды.
Ранчин, А.М. ЧЕРНОБЫЛЬНИК: ОБ ОДНОМ СИМВОЛЕ В РАССКАЗЕ ТОЛСТОГО «ХОЗЯИН И РАБОТНИК» / А.М. Ранчин // Литературоведческий журнал .— 2010 .— №1 .— С. 97-107 .— URL: https://rucont.ru/efd/469615 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Чернобыльник: об одном символе в рассказе Толстого «Хозяин и работник» 97 А.М. Ранчин ЧЕРНОБЫЛЬНИК: ОБ ОДНОМ СИМВОЛЕ В РАССКАЗЕ ТОЛСТОГО «ХОЗЯИН И РАБОТНИК» В толстовском рассказе «Хозяин и работник» (1895) есть один повторяющийся образ – трава чернобыльник. <...> Признак чернобыльника, заключенный во внутренней форме слова и содержащийся в описании засохшего растения Толстым, – черный цвет. <...> Этот цвет наряду с белым цветом снега образует фон, семантический «второй план» всего толстовского рассказа. <...> Впервые сквозной цветовой образ черного цвета встречается еще задолго до описания чернобыльника, словно подготавливая появление изображения мертвого растения ближе к финалу рассказа, в момент кульминации. <...> Этот цвет в описании трагической поездки встречается при упоминании Телятинского леса, который «изредка смутно чернел через снежную пыль»1, затем появляется в эпизоде, года путники, в первый раз сбившись с пути, видят землю, которая «чернелась», насыпавшись «с оголенных озимей сверх снега» и окрасив его «черным» (с. <...> Наконец они увидели что-то «черневшееся»; оказалось, это «ряд высоких лозин», которые «были обсажены по канаве гумна» (с. <...> 307–308), за ними же «зачернелась» прямая полоса плетня риги под толсто засыпанной снегом крышей» (с. <...> Брехунов решает не останавливаться на ночлег, а продолжить опасное путешествие. <...> Телега сначала показалась Брехунову и Никите как «что-то 98 А.М. Ранчин черное, двигавшееся в косой сетке гонимого ветром снега» (с. <...> «Что-то чернеющееся впереди» оказывается не лесом, как ожидал Василий Андреич, а кустом (с. <...> Когда они уже окончательно сбились с пути, Василий Андреич, всматриваясь в пелену снега перед собой, различает лишь «чернеющую голову» запряженного в их сани жеребца Мухортого. <...> Василий Андреич пытается бежать один из снежного плена на Мухортом, оставив Никиту замерзать в санях: «Вдруг перед ним зачернелось что-то. <...> В своем теперь уже одиноком странствии Брехунов тоже сбился <...>