МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» К.А. Дридгер НАРОДНОСТЬ ВОСПИТАНИЯ В ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ Учебно-методическое пособие Оренбург Издательство ОГПУ 2008 УДК 371 (075.8) ББК 74.00 я73 Д 74 Рецензенты: А.М. Аллагулов, кандидат педагогических наук, старший преподаватель ОГПУ А.А. <...> Аносов, кандидат педагогических наук, доцент ОГПУ Научный редактор: М.Б. Насырова, кандидат педагогических наук, доцент ОГПУ Дридгер К.А. <...> Народность воспитания в истории отечественной педагогики: Д 74 учебно-методическое пособие / К.А. Дридгер; Мин-во образования и науки РФ, Орен. гос. пед. ун-т. <...> Учебно-методическое пособие посвящено теме народности воспитания, которая излагается в исторической ретроспективе и в современной интерпретации, и взаимосвязанным с ней вопросам воспитания патриотизма и толерантности. <...> Содержание учебно-методического пособия включает примерный тематический план спецкурса, теоретический и практический курсы, тематику рефератов, терминологический словарь, методические указания по реализации спецкурса, приложения. <...> 4 Тематический план спецкурса «Народность воспитания в истории отечественной педагогики» . <...> Реализация принципа народности воспитания в современной российской системе образования ………………………………………. <...> Народность – базовый компонент воспитания чувств патриотизма и толерантности ………………………………………………. <...> Эффективное решение поставленных образовательных задач обеспечивается глубоким и разносторонним изучением курса истории образования и педагогической мысли, которое является одним из системообразующих условий профессионально-педагогического образования будущего учителя, бакалавра педагогики. <...> При исследовании проблемы народности воспитания в истории образования <...>
НАРОДНОСТЬ_ВОСПИТАНИЯ_В_ИСТОРИИ__ОТЕЧЕСТВЕННОЙ_ПЕДАГОГИКИ.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
К.А. Дридгер
НАРОДНОСТЬ ВОСПИТАНИЯ В ИСТОРИИ
ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ
Учебно-методическое пособие
Оренбург
Издательство ОГПУ
2008
Стр.1
УДК 371 (075.8)
ББК 74.00 я73
Д 74
Рецензенты:
А.М. Аллагулов, кандидат педагогических наук, старший преподаватель ОГПУ
А.А. Аносов, кандидат педагогических наук, доцент ОГПУ
Научный редактор: М.Б. Насырова, кандидат педагогических наук, доцент ОГПУ
Дридгер К.А.
Народность воспитания в истории отечественной педагогики:
Д 74 учебно-методическое пособие / К.А. Дридгер; Мин-во образования и
науки РФ, Орен. гос. пед. ун-т. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2008. –
74 с.
Учебно-методическое пособие адресовано студентам и преподавателям педагогических
ВУЗов, руководителям учебных заведений, в которых углубленно изучаются основы
национальных культур, учителям национальных школ и педагогам, интересующимся проблемами
межнациональных отношений. Учебно-методическое пособие посвящено теме
народности воспитания, которая излагается в исторической ретроспективе и в современной
интерпретации, и взаимосвязанным с ней вопросам воспитания патриотизма и толерантности.
Содержание учебно-методического пособия включает примерный тематический
план спецкурса, теоретический и практический курсы, тематику рефератов, терминологический
словарь, методические указания по реализации спецкурса, приложения.
УДК 371 (075.8)
ББК 74.00 я73
© Дридгер К.А., 2008
© Оформление. Издательство ОГПУ, 2008
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение …………………………………………………………………………. 4
Тематический план спецкурса «Народность воспитания в истории отечественной
педагогики»
...………………………………………………………………...…………………
7
Содержание теоретического курса ………………………………………..…… 8
1. Народность воспитания как педагогическая категория ………………...8
2. Принцип народности воспитания: историческая ретроспектива ………9
3. Реализация принципа народности воспитания в современной российской
системе образования ……………………………………….10
4. Народность – базовый компонент воспитания чувств патриотизма и толерантности
……………………………………………….……………12
Практический курс (семинарские занятия) …………………………………... 13
Примерная тематика рефератов ………………………………………………. 29
Терминологический словарь ………………………………………………...... 30
Список литературы к словарю ……………………………………………...… 39
Методические указания к реализации спецкурса ………………………….. 40
Приложение 1: Характеристика персоналий …………………………...……. 41
Приложение 2: Факультатив «Народность воспитания глазами школьников»
…………………………...………………………………………………………. 68
Стр.3
ВВЕДЕНИЕ
Международной комиссией по образованию ЮНЕСКО не раз отмечалось,
что образование нового столетия должно способствовать тому, чтобы, с одной
стороны, человек осознавал свои корни и тем самым мог определить свое
место в современном мире, а с другой, - привить ему уважение к другим
культурам. Такое требование к сфере образования также отражено в Законе
Российской Федерации «Об образовании», Федеральном законе «О высшем и
послевузовском профессиональном образовании», в Национальной доктрине
образования Российской Федерации, в Концепции модернизации российского
образования (на период до 2010 года). В этой связи актуализируется такая
задача сегодняшней системы образования как создание условий для развития
личности как представителя этноса и гражданина России, гармонизации
культурных интересов этноса и многонационального государства.
Эффективное решение поставленных образовательных задач обеспечивается
глубоким и разносторонним изучением курса истории образования и педагогической
мысли, которое является одним из системообразующих условий
профессионально-педагогического образования будущего учителя, бакалавра
педагогики.
В сложившейся сегодня новой социально-политической и социокультурной
ситуации актуализируются многие вопросы истории образования, которые
не только по-новому осмысливаются, но и влияют на изменения в теории
и практике педагогической науки. К числу таких вопросов относится народность
воспитания, в которой находит наиболее полное отражение самобытный
путь развития России и сложившиеся в истории национальные ценности
образования.
При исследовании проблемы народности воспитания в истории образования
и педагогической мысли России мы опираемся на следующие положения,
которые заложены в основу настоящего пособия:
Стр.4