Там,
посередине, возле белой пустой церкви, торчат памятники над могилами умерших купцов, почетных
граждан, убитых и просто мирно скончавшихся полковников и прочих знатных и видных горожан. <...> Но
чем дальше забираешься вглубь к краям кладбища, тем гуще и беспорядочней выбивается дикий
кустарник, тем меньше мраморных плит и железных решеток. <...> Покосившиеся кресты рассыпаются сухою мертвой пылью, растрескавшиеся кирпичи затянуты
язвами серой плесени. <...> Долго бродил я по узеньким тропкам, всматриваясь в надмогильные надписи, стихи и изречения,
но по большей части эти надписи были схожи между собой, как обезличенные временем, состарившиеся
кресты, как могилы двух близнецов, похороненных рядом, ибо оставшиеся в живых по большей части
преподавали все один и тот же совет умершим в том смысле, что: "Спите, мол, спокойно, а мы не
забудем вас", что, в сущности говоря, просто ложь и следует ее понимать так: "Спите спокойно, а мы
будем жить". <...> Однако веками освященный обычай заставлял штамповать на памятниках привычную формулу,
давно утратившую всякий смысл, так же, как твердо устанавливал, что над могилой каждого
скончавшегося христианина даже "тати нощной"*, даже "душегуба и вора" - только не святотатца,
отверженного церковью, должен быть поставлен крест как символ окончательного расчета с земными
судьями и здешними законами. <...> Возле церкви, наклонившись за тем, чтобы сорвать желтый цветок одуванчика, я остановился и
отдернул протянутую руку - внизу лежала чугунная змея. <...> И если бы здесь ползла настоящая кобра, то и
это, вероятно, не так бы поразило меня, как то, что я увидел перед собою. <...> Втиснутая краями вровень с землей, лежала в траве заржавленная чугунная плита; и шершавая,
грубо высеченная змея, мертвым кольцом охватывая плиту, кусала себя за хвост, а с плиты глядели вверх
провалы круглых глаз, треугольного носа и оскаленные зубы страшной рожи. <...> Я не мог понять: над кем это на христианском кладбище мог быть поставлен <...>
Проклятая_дочь.pdf
Аркадий Гайдар
Проклятая дочь
---------------------------------------------------------------------------Книга:
А.Гайдар. Собрание сочинений в трех томах. Том 3
Издательство "Правда", Москва, 1986
OCR & SpellCheck: Zmiy (zpdd@chat.ru), 13 декабря 2001
--------------------------------------------------------------------------Есть
за городом возле оврага, возле маленькой речки Ягошихи, старое кладбище. Там,
посередине, возле белой пустой церкви, торчат памятники над могилами умерших купцов, почетных
граждан, убитых и просто мирно скончавшихся полковников и прочих знатных и видных горожан. Но
чем дальше забираешься вглубь к краям кладбища, тем гуще и беспорядочней выбивается дикий
кустарник, тем меньше мраморных плит и железных решеток.
Покосившиеся кресты рассыпаются сухою мертвой пылью, растрескавшиеся кирпичи затянуты
язвами серой плесени.
Долго бродил я по узеньким тропкам, всматриваясь в надмогильные надписи, стихи и изречения,
но по большей части эти надписи были схожи между собой, как обезличенные временем, состарившиеся
кресты, как могилы двух близнецов, похороненных рядом, ибо оставшиеся в живых по большей части
преподавали все один и тот же совет умершим в том смысле, что: "Спите, мол, спокойно, а мы не
забудем вас", что, в сущности говоря, просто ложь и следует ее понимать так: "Спите спокойно, а мы
будем жить".
Однако веками освященный обычай заставлял штамповать на памятниках привычную формулу,
давно утратившую всякий смысл, так же, как твердо устанавливал, что над могилой каждого
скончавшегося христианина даже "тати нощной"*, даже "душегуба и вора" - только не святотатца,
отверженного церковью, должен быть поставлен крест как символ окончательного расчета с земными
судьями и здешними законами.
______________
* Тать нощная - вор, грабитель.
Возле церкви, наклонившись за тем, чтобы сорвать желтый цветок одуванчика, я остановился и
отдернул протянутую руку - внизу лежала чугунная змея. И если бы здесь ползла настоящая кобра, то и
это, вероятно, не так бы поразило меня, как то, что я увидел перед собою.
Втиснутая краями вровень с землей, лежала в траве заржавленная чугунная плита; и шершавая,
грубо высеченная змея, мертвым кольцом охватывая плиту, кусала себя за хвост, а с плиты глядели вверх
провалы круглых глаз, треугольного носа и оскаленные зубы страшной рожи.
Я содрогнулся. Я не мог понять: над кем это на христианском кладбище мог быть поставлен
такой издевающийся, странный памятник?
С трудом разобрал полустертые буквы:
"1812 год. Анастасия, - проклятая дочь Пермского исправника"
Долго не мог я оторвать глаз от мрачной могилы, запечатанной чугуном отцовского проклятья, и
не заметил, как подошел ко мне какой-то человек и спросил, присаживаясь рядом:
- Смотрите? Да, этот памятник всех поражает, он слишком тяжел и мрачен. От него веет диким
средневековьем. Я не знаю, как было дело, но, говорят, что дочь исправника полюбила кого-то и у ней, у
невенчанной, родился ребенок. Тогда отец проклял ее, и она умерла с горя.
Я спросил:
- Но почему же ее не похоронили где-нибудь с краю, а здесь на почетном месте, возле самого
входа в церковь?
- Именно не на почетном. Затем, чтобы после смерти ее топтали ногами идущие молиться
христиане.
Стр.1