Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634942)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
0   0
Первый авторКорф Сергей Александрович
Страниц8
ID468414
АннотацияУже в первые годы царствования Александра I, в эпоху работ неофициального комитета, из-за спины молодых сотрудников государя стала выдвигаться мощная фигура великого русского реформатора, Михаила Сперанского. <…˃ Он участвовал в Сенатской реформе 1802 года; к следующим же годам (1803—1804) относится его проект учреждения губернских мест. В обоих случаях мы находим блестящую и резкую критику недостатков организации тогдашнего имперского управления; Сперанский ярко отмечает «отсутствие определения степени власти высших органов (совета, Сената, министерств), точного установления компетенций и взаимных отношений их друг к другу»; молодой реформатор мечтал тогда о коренном преобразовании Сената, которого значение он сильно преувеличивал; нетрудно в его взглядах найти влияние теории разделения властей, согласно которой «три власти государства» представлены были «тремя Сенатами: Сенатом законодательным
Корф, С.А. СПЕРАНСКИЙ / С.А. Корф // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) .— 2014 .— №2 .— С. 205-212 .— URL: https://rucont.ru/efd/468414 (дата обращения: 02.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ 206 ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ СПЕРАНСКИЙ1 Сергей Александрович КОРФ (1876—1924), юрист, профессор русского государственного права и истории русского права в Гельсингфорсском университете Сенатской реформе 1802 года; к следующим же годам (1803—1804) относится его проект учреждения губернских мест. <...> В обоих случаях мы находим блестящую и резкую критику недостатков организации тогдашнего имперского управления; Сперанский ярко отмечает «отсутствие определения степени власти высших органов (совета, Сената, министерств), точного установления компетенций и взаимных отношений их друг к другу»; молодой реформатор мечтал тогда о коренном преобразовании Сената, которого значение он сильно преувеличивал; нетрудно в его взглядах найти влияние теории разделения властей, согласно которой «три власти государства» представлены были «тремя Сенатами: Сенатом законодательным, Сенатом исполнительным и Сенатом судебным (судом верховным); отличительной чертой этого проекта можно считать тот факт, что всем трем Сенатам предоставлялось право «постановлять закон новый», при недостатке законов существующих или «очевидном несходстве их»; вследствие этого названный проект по справедливости заслужил себе порицание исторической литературы, укоряющей его в неопределенности и запутанности положенных в его основание мыслей; не только была законодательная власть раздроблена между тремя Сенатами, но и самый «законодательный Сенат» нисколько не представлял собой чисто законодательного органа, имея контролирующие, административные и даже судебные функции. <...> Относительно интересующего нас вопроса мы не находим в этих первых работах Сперанского ничего ни нового, ни существенного; положение это, впрочем, вполне понятно, если принять во внимание, что автору названных проектов приходилось иметь дело с наиболее важными вопросами в государстве иного устройства, при исследовании которых власть надзора <...>