№ 3 М.Е. Липатова, н.с. кафедры социологии молодежи социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова* ЭВОЛЮЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О “ЖИЗНЕННЫХ СТРАТЕГИЯХ” В СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУКАХ В статье рассмотрены основные подходы к пониманию и изучению жизненных стратегий представителями различных социально-гуманитарных наук. <...> Но особое внимание в статье уделено психологическому и социологическому направлениям. <...> Сделан исторический экскурс в понимание сущности таких дефиниций, как “жизненный путь”, “жизненные стратегии”, показано, как из чисто “психологической” проблемы изучение жизненных стратегий стало одним из ведущих направлений социологии молодежи. <...> Эти жизненные планы являются приближенными ответами на такие важные для каждого вопросы: как жить? для чего? какие ценности считать предпочтительными и почему? кем стать? <...> Жизненные планы охватывают все сферы жизнедеятельности: от школы до получения профессионального образования, от создания семьи до работы, от удовлетворения общекультурных потребностей и хобби до участия в общественной жизни и т.д. <...> Однако по мере взросления ребенок знакомится с другими людьми, узнает их профессии, начинает оценивать качество жизни, и его выбор становится уже более осознанным, хотя еще и весьма поверхностным. <...> По мере увеличения объема знаний об окружающем мире у человека расширяется сфера жизненных предпочтений, и он начинает задумываться не только о том, к какому социальному статусу стремиться, но и о том, какие ценности являются определяющими и каких морально-этических норм при этом следует придерживаться. <...> В результате осмысления индивидом таких понятий, как “успех”, “богатство”, “известность”, “ответственность”, “социальные различия”, ширятся и его представления о сферах человеческой жизни, четче осознаются жизненные цели и способы их достижения. <...> Ускоренное развитие социальноэкономических процессов привело к тому, что у человека <...>