14 МЕНЕДЖМЕНТ Компетентность 3/124/2015 Рациональная модель системы менеджмента качества учреждения высшего образования П В.И. Шевченко ректор Белорусского государственного института повышения квалификации и переподготовки кадров по стандартизации, метрологии и управлению качеством, г. Минск, Республика Беларусь, shevchenko@yandex.ru Е.В. Воронцов профессор кафедры организации и управления Белорусского государственного экономического университета г. п. <...> Ратомка, Минская обл., Республика Беларусь, vev1941@tut.by, д-р экон. наук, доцент ключевые слова образовательное учреждение, система менеджмента качества, модель СМК, эффективность, конкурентоспособность, постоянное улучшение, самооценка Анализируются модели систем менеджмента качества высших образовательных учреждений различных стран мира. <...> Обосновано утверждение, что наиболее рациональной для образовательных учреждений высшей школы является система менеджмента качества, соответствующая требованиям международного стандарта ISO 9001:2008 овышение эффективности и конкурентоспособности учреждений высшего профессионального образования во многом зависит от системы управления качеством. <...> Анализ систем менеджмента качества (СМК), действующих в зарубежных вузах, изучение специальной литературы указывают на наличие разных подходов к управлению качеством образовательных организаций и как следствие на многообразие моделей СМК, обеспечивающих повышение качества образовательных услуг, их соответствие запросам экономики и общества. <...> Наиболее рациональной моделью СМК образовательных организаций, на наш взгляд, является система управления качеством, основанная на принципах и требованиях международного стандарта ISO 9000:2008. <...> Данная модель, получившая широкое распространение в мире, основана на процессном и системном подходах, в ней используется признанный мировой практикой цикл PDCA, ориентированный на постоянное улучшение системы. <...> Управление качеством <...>