ВОСЕМЬ ВОЕННЫХ ЛЕТ
(Письма Аркадия Гайдара к отцу)
Публикация А. Н. Важенковой
В автобиографии 1941 года Аркадий Петрович Гайдар писал: "Родился в 1904 году, гор. Льгов
Курской области. Отец -- сельский учитель, после Октябрьской революции комиссар штаба 35-й
дивизии, член партии..." (Жизнь и творчество А. П. Гайдара.М., 1964, с. 8). Во Льгове, где Гайдар провел
первые пять лет жизни, отец его Петр Исидорович Голиков преподавал в начальной народной школе. В
1909 году он бросает учительствовать и перебирается с семьей в Нижний Новгород, а потом в Арзамас,
где поступает на службу в акцизное ведомство контролером. С самого начала первой мировой войны
Петр Исидорович на фронте. Сначала -- солдатом, а после Февральской революции его выбирают
командиром полка, председателем полкового комитета. В 1918 году П. И. Голиков в Красной Армии, в
Пензе; в 1921 году он в составе 5-й армии, разгромившей Колчака в Сибири. В 1923 году Петр
Исидорович демобилизуется и возвращается в Арзамас. Его выбирают членом Арзамасского исполкома
и председателем потребсоюза. Умер он в 1927 году.
Гайдар очень любил отца, всегда нуждался в его поддержке, совете и сочувствии, скучал без
него. Эта тесная дружба отца с сыном чувствуется в каждом из одиннадцати сохранившихся писем
Гайдара к отцу за 1917--1923 годы. Вероятно, это не все написанные Гайдаром письма к отцу, часть из
них не дошла на фронт к Петру Исидоровичу, потерявшись в дороге (об этом свидетельствуют и первое
публикуемое письмо, и дневник Гайдара за 1917--1918 годы). П. И. Голиков получал письма сына и в
период Февральской и Октябрьской революций, и в годы гражданской войны. Несомненно, письма эти
были очень дороги отцу, и, несмотря на тяжелые военные годы и частые переезды, он сумел сохранить
их.
В ЦГАЛИ письма поступили в 1969 году от Л. Н. Полякова -- сына сестры Аркадия Петровича
Гайдара Натальи Петровны.
Семь писем были опубликованы в 1970 году в No 10 журнала "Смена" А.М. Гольдиным, который
учился с Гайдаром в Арзамасском реальном училище. Некоторые отрывки из трех других писем были
использованы тем же А.М. Гольдиным в его книге "Невыдуманная жизнь" (М., 1972).
Все письма представляют большой интерес для исследователей творчества Гайдара и его
читателей, так как отражают самый ранний, наименее изученный период его жизни, время становления
характера будущего писателя.
Самые ранние письма относятся к 1917 году и адресованы в действующую армию. В них Гайдар
описывает отцу приметы Февральской революции в маленьком провинциальном городке, проявляя при
этом живейший интерес к событиям, происходящим в стране. Тринадцатилетний мальчик, ученик 4-го
класса реального училища, ищет свою дорогу в жизни. Он просит отца ответить серьезно: "...пиши мне
на все ответы, как взрослому, а не как малютке" (Смена, 1970, No 10). Вопросы действительно взрослые:
"1. Что думают солдаты о войне? 2. Не подорвана ли у вас дисциплина? 3. Какое у вас, у солдат,
отношение к большевикам и Ленину? Меня ужасно интересуют эти вопросы, так как всюду о них
говорят. 4. Что солдаты, не хотят ли они сепаратного мира? 5. Среди состава ваших офицеров какая
партия преобладает? И как вообще, как они смотрят на текущие события? Какой у большинства лозунг?
Неужели: "Война до победного конца", как кричат буржуи, или: "Мир без аннексий и
контрибуций..." (там же). Ответы на них должны помочь будущему писателю выбрать правильный путь.
Но наряду с такими взрослыми вопросами, требующими серьезного и обстоятельного ответа,
письма отражают детское, наивное восприятие жизни -- воспоминания о довоенных прогулках с отцом
по берегам Оки, в Нижнем Новгороде, о весне и цветах и тут же настойчивая просьба прислать в подарок
винтовку, потому что многим их уже прислали. Таково публикуемое письмо, по-видимому, от апреля
1917 года.
Интересно и значительно второе публикуемое письмо, уже относящееся к весне 1918 года, о
свидании с отцом в 1918 году в Покровке около Пензы, об отъезде отца на фронт.
Письма Гайдар пишет подробные и обстоятельные. "Это отрывок из дневника моей души",-говорит
о них Гайдар. Он описывает занятия в реальном училище и свою работу в созданном в училище
комитете учащихся. "Мы, ученики, отвоевали себе право устраивать комитеты и передавать на суд его
большинство классных недоразумений, жалоб учителей и на учителей. Я выбран в комитет и получил
большинство голосов... Наш комитет состоит из пяти членов. Комитет у нас работает довольно много.
Много вынесено резолюций, которые исполняются классом довольно охотно. Наш комитет без
Стр.1