Автоматизация управления рисками Н В.Ю. Корчак председатель Секции прикладных проблем при Президиуме Российской академии наук, Москва, Россия, korchak.v@mail.ru, д-р экон. наук, действительный член Российской академии ракетных и артиллерийских наук В.В. Калачанов доцент ФГБОУ ВПО «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)» (МАИ), Москва, Россия, kaf506@mail.ru, канд. экон. наук Е.А. Ратникова доцент ФГБОУ ВПО МАИ, Москва, Россия, kaf506@mail.ru, канд. экон. наук ключевые слова конкурентоспособность производства, авиастроение, жизненный цикл, автоматизированная система управления рисками Показано, что повышение конкурентоспособности производства в авиастроении может быть достигнуто за счет внедрения и развития средств и процедур автоматизации управления экономическими и технологическими рисками на всех стадиях жизненного цикла создаваемой продукции. <...> Сформулированы основные принципы действия автоматизированных систем управления рисками в высокотехнологичных отраслях промышленности и требования к ним а отечественном и мировом рынках авиационной техники и вооружения отчетливо наблюдаются три основные тенденции: повышение сложности и ресурсоемкости авиационных изделий; обострение конкуренции; развитие кооперации между участниками жизненного цикла авиационного изделия (в том числе создание «виртуальных предприятий»). <...> Основной проблемой, стоящей сейчас перед отечественной авиационной промышленностью, является повышение конкурентоспособности выпускаемых ею авиационных изделий с учетом перечисленных выше тенденций. <...> Эта же проблема остается приоритетной как в реализуемой в настоящее время государственной программе (ГП) РФ «Развитие авиационной промышленности на 2013–2025 годы», так и в Государственной программе вооружения (ГПВ). <...> В частности, государственная программа «Развитие авиационной промышленности на 2013– 2025 годы» должна обеспечить условия для реализации <...>